Ну, а теперь, любезный
читатель, думаю, самое время, заглянув в моё школьное детство, рассмотреть те мелкие эпизоды-камушки, какие я
обещала в начале этой главы.
В общем это будут даже не эпизоды, а что-то летучее,
мимолётное – иногда слово-два – и порой такое, вроде, ничтожное, что уму не
понятно, как ему удалось застрять в моей пожизненной памяти.
Однако в детстве эти крошечные события потрясали меня.
Конечно, можно было б предположить, что тут сыграла роль моя воспалённая впечатлительность, когда на иное явление я отзывалась такими бурными чувствами, какие не скоро и успокоишь. Но, как известно, дети вообще впечатлительны. И даже помню, как я – в нашем голодном послевоенном детстве – с радостным визгом встречала кружок макухи, и собирала подружек, и мы, усевшись вокруг макухи и отщипывая по кусочку, переживали такое тонкое наслаждение, какое нельзя забыть. Тоже, можно сказать, впечатлялись.
Но есть ещё и особая впечатлительность, когда за мелким
событием чувствуешь нечто большое, часто
даже не понимая, в чём оно состоит. О таких эпизодах я и хочу рассказать. Как
показало время, случившись в далёком детстве, они стали знаками, указавшими
мне, какими чертами характера одаривала меня Природа.
И сейчас, пиша книгу о поисках мира, в котором живу, пытаясь --
через себя -- понять этот мир («познай себя, и ты узнаешь весь мир»), по
этим маленьким случаям-эпизодам-знакам я уже совершенно отчётливо вижу, как
тщательно и обдуманно Природа работает над человеком. Как с раннего возраста она закладывает в ребёнке различные
свойства или понятия, заблаговременно зная, что именно надо выращивать
в каждом из нас.
Удивительно то, что сам человек, развиваясь, не улавливает
логику своего развития. Всё для нас в нашей жизни – неожиданность и
случайность. На каждом шагу мы только и делаем, что удивляемся происходящему:
«Ну, почему, почему со мной могло такое случиться?!»…
И пока мы кричим своё
«почему?!», Природа, усмехнувшись над нашим невежеством и как бы толкая нас к
пониманию самого себя, подбрасывает другую случайность.
И так до тех пор, пока в ином человеке не вспыхнет желание
докопаться, в конце концов, до смысла и сути всяких случайностей и попытаться
связать их между собой и хоть что-то понять, куда и зачем ведёт нас Природа.
С этими мыслями и заглянем в моё начальное школьное детство.
Я уже второклассница и считаю себя большой, хотя, сидя на
парте, никак не могу носком туфельки дотянуться до планки внизу, предназначенной
для подошвы ног. Но мне хочется дотянуться! И -- рогатая как и во всём – я весь урок,
сдвинувшись на сиденье к самому краю, тяну свою ногу к недосягаемой планке, и с
каждым днём с огорчением убеждаюсь, что нет, опять не достала!, значит, ещё не
такая большая, как хочется.
Но это мне не мешает ощущать себя взрослой. Тем более, что
время от времени сестричка Тамарочка – а
она старше меня на целых семь лет – по вечерам, когда мы остаёмся вдвоём,
доверяет мне свои взрослые неразрешимости, и, основательно пошептавшись,
в конце каждой спросит меня: «Ну, а как ты думаешь, Лидочка?..»
Моё думанье нравилось ей.
О девчонках из класса и говорить не приходится. До урока и
после урока, и на большой перемене какая-нибудь из них тянула меня в
укромненькое местечко и, приложившись губами к самому уху, начинала страстно шептать
свои тайны, обиды, доносы, надежды, слёзы и вздохи. И очень скоро для нашего
класса я сделалась сейфом-хранилищем всяких душевных переживаний. И так как я,
уважая чужую жизнь, умела держать язык за зубами, и всё это тайное умирало во
мне, девчонки между собой называли меня «могилой». И хоть само по себе это слово
страшно, авторитет мой среди одноклассниц был просто невероятным.
И вот как-то в начале учебного года, в потрясающе нежных
объятиях бабьего лета, пытаясь губами поймать паутину, плывущую в воздухе, я не
вошла, а вплыла в наш школьный двор, а он встретил меня таким праздничным разноголосьем, что я застряла на полушаге,
околдованная этим ликующим звоном жизни…
И вот в такую минуту меня огорошил панический крик:
--Лидочка! Я тебя не дождусь!..
И тут же передо мной возникла моя одноклассница и –
возбуждённая как кипящий котёл – схватила меня за лямки передника, будто
боялась, что я вырвусь и убегу, и бросилась говорить, говорить, говорить… и
даже не говорить, а клокотать и шипеть, брызгая на меня разъярённой слюной. Она
была вне себя, и я с трудом, наконец, уловила, что говорила она о своей
подружке, с которой была не разлей вода. Однако из её горячечного клокота
выходило, что вчера не разлей вода резко оборвалось, и подружка уже не
подружка, а самая настоящая дрянь, фискалка, подлючка, и такую гадину мало
убить…
И вдруг…
Именно вдруг, мгновенно, в разгар этой бушующей ярости, когда
её лютость уже прошила меня насквозь, и я тоже схватилась рукой за лямки её
передника, чувствуя, что сейчас упаду и тоже начну клокотать о
подружке-гадючке, какую мало убить… Но вдруг
и внезапно её искажённое злостью лицо
вспыхнуло радостью и расплылось в приторно сладкой улыбке…
--- Со-оолнышко!.. – пропела она и чуть ли не оттолкнув меня,
бросилась к появившейся из-за моей спины подружки-фискалки и вместо того, чтоб
убить, с бурной нежностью обхватила её и
быстро, взахлёб защебетала, запела, засыпала ласковыми словами…
Я не поверила ни глазам,
ни ушам.
Меня окатило мгновенным горячим стыдом, будто я сама закатила
эту гнусную сцену лжи и притворства. Мне
хотелось провалиться сквозь землю. Я развернулась и почти бегом побежала подальше
от щебечущих лицемерок, вылетела со двора, и неожиданно для самой себя
оказалась в соседнем дворе – длинный
узкий подъезд старинного одесского дома – справа дверь в парадное, и я
метнулась туда, в эту дверь, в запах кошек и застаревшей грязи, а под лестницей
закуток, и я, будто ища убежище от чего-то
невыносимо позорного, воткнулась в него, а там паутина и липкая грязь на
стенах, и, врезавшись в это добро рукой, я заорала внезапным брезгливым криком.
Сверху, на лестнице хлопнула дверь, женский голос угрожающе
рявкнул:
— Вы опять за своё?!.. Сейчас же звоню в участок! – и тётка бабахнула
дверью, своим раздражением подтверждая, что угроза тут же осуществится.
Я выскочила из парадного, на ходу пытаясь стереть с ладоней
налипшую грязь, а она не давалась,
паутина путалась между пальцами, и, уронив портфель, я нервно, передником – как
полотенцем – обтирала ладони, с гадливостью ощущая, что эта грязь не кончится
никогда…
Да, дорогой читатель, детские чувства – резкие чувства. И моя
первая встреча с открытым, не приукрашенным лицемерием основательно потрясла мои чистые представления о человеке.
Ночью, когда родные уснули, и я, наконец, могла остаться
одна, лицо девчонки, мгновенно сменившей злобу на льстивую радость,
преследовало меня, будто оно – как кадр из кино – внедрилось в меня, распаляя неутихающим жаром, и я не могла от него
отвязаться, и несколько раз подымалась с постели,
пробиралась на кухню пить воду из крана и остужать пылающее лицо…
Но кадр не сдавался.
И дело закончилось тем, что, всей собой протестуя против его
назойливости, я кулаками бросилась молотить подушку, как бы через неё выколачивая
из себя эту липучку грязи, и наконец проговорила словами:
-- Клянусь!! Клянусь
на всю жизнь! Клянусь никогда-никогда за спиной человека не сказать ничего
такого, что не сумею сказать в глаза!..
Вот так, дорогой читатель, смешно, по-детски, наивно.
Но я эту клятву не просто запомнила.
Всю свою жизнь, не желая предать свои светлые детские чувства,
я подчинялась ей, избегая всякие сплетни и пересуды. Больше того. Скоро мне вообще
захотелось сделаться лучше, чем я была, и я принялась давать себе и другие
клятвы. Воспитывать себя клятвой стало
моей привычкой. А привычка, как говорят мудрецы, вторая натура.
Однако.
К моему величайшему изумлению мне не очень-то многое удавалось в моём
воспитании. С годами я не могла не заметить,
что какую-то мелочь подправить в себе я могу, но переделать себя? Невозможно! Даже при самом
сильном желании. И несмотря на
все мои клятвы во мне всё равно проявлялась всякая низость, и даже время от времени, бывало, не удержусь
и проедусь усмешкой над другим, не понятным мне человеком.
Так я и убедилась на собственном опыте, что зло в человеке –
бессмертно. И нет у меня инструмента его победить.
Лидия Латьева
Часть II, эпизод 5 из книги «В поисках мира, в котором живём:
поговорим? подумаем?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий