среда, 28 декабря 2016 г.

Первое чудо новогоднего детства


И вновь придётся вернуться в далёкое довоенное время. 

Далёкое тем, что жизнь в том времени была просто жизнью. И эта жизнь — с её рассветами и закатами, безразмерными днями, до горла забитыми играми, долгими посиделками в безмолвии ночи под высоким сияющим небом — казалась мне вечностью. 

Время от времени в эту вечность — как молния среди ясного неба, — потрясая всё моё существо, внезапно врезался праздник. Среди праздников самым-пресамым праздник-праздником был -- Новый год.

Один из них впечатался в мою память особенно.

Этот предновогодний день был буквально соткан из запахов. Из свежего зимнего воздуха, выпечки и ванили, мандаринов,  конфет. И, конечно, из запаха ёлки. Пышная, свежая, до самого потолка, она, едва появившись, обдала весь дом дыханием леса, смолы, природы. И мы, надышавшись этим великолепием, превратились в каких-то странных существ, возбуждённых приближением чего-то необычайного.

И когда с чердака извлеклась коробка с игрушками и сестричка Тамарочка с нежностью, вынимая одну за другой, улыбалась каждой игрушке отдельной улыбкой, как бы благодаря её за ту радость, какую игрушка дарила ей в предыдущие годы; когда братик Борька, нетерпеливо схватив список и деньги, уже на ходу дослушивая мамочкины напутствия, ринулся выполнить заказ на игрушки из папье-маше и, прибежав назад — краснощёкий, запыхавшийся, — вытряхнул на кушетку целую гору всадников, рыб, лебедей, белочек, зайчиков, ангелов, сказочных домиков, дедов-морозов, снегурочек и прочих чудес; и, наконец, когда мы — вместе с мамочкой!  — обложившись несметным богатством всяческих материалов, красили «золотом» и «серебром» орехи, из цветной бумаги клеили цепи, из фольги вырезали нити дождей, из ваты, крахмала и блёсток лепили снежинки, а из пустых яиц создавали лица клоунов в остроконечных шляпах и с улыбкой от уха до уха; и уже когда — совсем наконец! — украшалась ёлка, это безумие запахов, чувств, сияний, всеобщего возбуждения уже разрывало меня изнутри. Я физически, в воздухе дома, собой ощущала присутствие этого чародея, этого Нового года,  чего-то живого, только не видимого и не понятного мне.

Пытаясь хоть как-то в нём разобраться, я всех изводила вопросами: кто он такой — Новый год? как он знает, когда приходить на землю? и как получается, что он сразу приходит во все дома в один день и час? и откуда приходит?.. 

Вот это откуда грызло меня особенно. Я даже подозревала, что Новый год — посланник небес. Тех самых небес, где в неустанном движении сияющих звёзд и вечно другой луны, и вечно другого солнца, и вечно других закатов, и вечно других рассветов, где живёт Матерь Божья, которую бабушка Ефимия Даниловна страстно просит в ночных молитвах не оставить весь род людской без её безразмерной милости, — происходит высшая, безустанно обновляющаяся жизнь, мысль о которой не даёт мне покоя ни днём ни ночью. 

Но даже если Новый год посылается этой небесной жизнью, то зачем он приходит к нам и что он хочет сказать своим появлением?

Эти вопросы раздувались во мне в невыносимое напряжение. И когда мамочка, смеясь, объявила: «Отбой! Пора собираться встречать Новый год», — вот это встречать, обдало меня как огонь, сердце забилось сразу и в груди, и в ушах, и в горле: где встречать и как попадают туда, где можно встретиться с ним?!

Для нас накрывался праздничный стол, уже начинали сходиться соседские дети, нам разрешили всенощные посиделки, с семечками, орехами и рассказами о новогодних сверхъестественных случаях, с сказками, страшилками, загадками. Но ни застолье, ни посиделки не занимали меня. Вся превратившись в сплошные уши, я напряжённо ловила звуки из комнаты папы и мамы. И когда, наконец, услыхала, как хлопнула дверь, я — со стучащим сердцем, боясь пропустить момент — выбежала из детской, пролетела из кухни в прихожую, и с ужасом крикнула: «Мамочка!»

А мамочка уже вышла за дверь, на крыльцо, но, услышав мой крик, слегка приоткрыла дверь, и я вижу её, освещённую светом прихожей, её голубое пальто и воротник из рыжей лисы, закусившей зубами хвост; вижу высокие каблуки высоких ботинок на железных крючках. Она, держа дверь, повернулась ко мне своим озарённым лицом и улыбнулась: «Беги к детям, простудишься!» Это будет мгновенье. Один-единственный взгляд. Тут же дверь захлопнется и отрежет её от меня. Но за это мгновенье, увидев одним-единственным взглядом и пальто, и лису, и улыбку, я успею подумать, что мамочкина красота не в пальто, лисе и высоких ботинках, и даже не в улыбке, обдавшей меня горячей волной тепла, а в состоянии мамочкиной души, приподнятости её духа, предвкушавшего встречу с чем-то неизъяснимым.

И я побегу не к детям. Я побегу к окошку в прихожей, увижу отца на белом снегу: чёрный как ночь, тонкий, высокий, без шапки, алая точка огонька папиросы. Мамочка сходит с крыльца и, слегка торопясь, догоняет его, две фигуры на сверкающем поле зимы... 

А я побегу к другому окну, в комнате мамы и папы, а потом уже к окну в детской, и отсюда увижу их на узкой дорожке к калитке, он впереди, она сзади. Она, увидев моё лицо, улыбнётся, стукнет пальчиком по стеклу: «Иди к детям!». Дальше калитка, гора, и я их увидеть уже не смогу.

Не смогу! Не смогу!!

Но я, сложив руки на подоконник, упала в руки лицом и, всей собой ужимаясь, мысленно вызвав их образ, проводила их до калитки, потом по горе, он впереди, она сзади, двое чёрных на сияюще белом. Я услыхала, как папа предупредил: «Смотри, камень…» А мамочка рассмеялась. Тихим, летучим, насмешливым смехом. Будто смешно ей — воздушной, лёгкой, загадочной — осторожничать перед каким-то там камнем. И в то же мгновение холод прошёл по мне: я ощутила, что их уже нет на горе, пустота, безмолвие безразмерной ночи. Будто на волнах этого чудного смеха они оторвались, перенеслись через камень, и вот они уже Там, в том таинственном и неведомом Там, где встречаются с Новым годом.

— Лидка! Ты что, заснула?!

Дети уже за столом, едят и смеются. А я стою на коленях, руки на подоконнике, воткнулась в руки лицом и ничего не хочу: ни праздничного застолья, ни смеха, ни страшных рассказов, до которых обычно я большая охотница. Такая опустошённость! Будто меня с могущественных небес швырнули на эту скучную, бедную землю.

Это новогоднее впечатление так потрясло мою душу, что однажды — летом! — желая проверить его неслучайность, я, встав на колени перед окном детской комнаты, заново проиграла свою зимнюю сказку. 

И она проигралась.

И так поразительно точно она проигралась, что знойным солнечным днём я ощутила холод и сияние снега, и то, как папа и мама — две чёрные тени на белом — прошли через двор, как папа сказал ей: «камень», а она рассмеялась, и как — силой этого бесподобного смеха — они оказались Там, в неопознанном мире, где встречаются с Новым годом и звездами.

После этого летнего опыта я совершенно уверенно знала, что мир звёзд — живой. Он чувствует нас. И каждый из нас — и папа, и я, и Тамарочка, и любой человек — способен попасть в этот мир.
Только надо — как мама — устремиться к нему совершенной внутренней красотой и усилием духа…
                                                                                                                                                         Лидия Латьева    

Отрывок из   книги «Моя война». Он интересен тем, что это был мой первый – совершенно неосознанный  – опыт связаться с Высшим миром, о котором я ничего не знала. Но который -  чувствовала  своей детской, ещё незамутнённой связью с ним.


Комментариев нет:

Отправить комментарий