вторник, 19 мая 2015 г.

Дон Кихот ХХI века

Наш великий современник, гениальный каллиграф, классик изобразительного искусства, благородный Мастер, одарённый безукоризненным чувством красоты и гармонии, светлый искренний человек  Илья Трофимович Богдеско  жил так беззвучно, что даже его  биографию (1923-2010) складываешь с трудом, не говоря о том, как сложно понять  те внутренние пристрастия и порывы, те незримые постороннему глазу токи, какими питалось его неординарное творчество.
Он был загадкой. И остался загадкой для самых прозорливых исследователей. Что он хотел? К чему стремился? И почему на этой  - казалось бы, не престижной дорожке в искусстве, дорожке графика-книжника - он вышел к самой высокой точке своих открытий, создав шедевры, изумившие  мир  своей уникальностью?
Да, для нашего обыденного понимания, уважаемый наш читатель, это - трудный вопрос. И сам Илья Трофимович тоже трудный орешек, хотя,  казалось, жил на виду и ничего ни от кого не скрывал.  Просто была в нём какая-то непостижимость, точка какой-то внутренней затаённости, в которой и сохранялась вся суть его личности. И, учитывая эту точку, мы всё же осмелимся, не суетясь, а медленно,  шаг за шагом, пролистав  страницы судьбы своего героя, поискать  ответы  хотя бы на самые необходимейшие вопросы: какие качества помогают иному  художнику упорно идти по избранной сердцем стезе, не сбиваться с неё, и дойти до конца, до самых вершин и шедевров? И что, в конце концов, он  хотел сказать миру, создавая эти шедевры?

Илья Богдеско родился в селе Ботошаны (Бутучень) Резинского района (УССР, ПМР) в семье учителя арифметики  Трофима Прокофьевича Богдеско.  В 1933 году семья была депортирована в Вятскую область. Вскоре отца  расстреляли, а позже  реабилитировали «из-за отсутствия состава преступления». Как пережил эту трагедию подросток Илья, неизвестно. Но из автобиографической книги «Круг за кругом» - увы и увы! - не дописанной  Богдеско, можно увидеть, что образ отца оставил глубокий след в его сердце.  Это был человек широких интересов, любознательный естествоиспытатель, добрый лекарь, лечивший односельчан своими настойками-каплями-мазями, спокойный и мудрый наставник, обучавший детей добру. Похоже, что собирать знания и дарить их людям - было его  удовольствием. 

Однажды и маленькому Илюше он подарил  альбом, краски, кисточки и книгу Э. Распе о Мюнхгаузене, с иллюстрациями Гюстава Доре. Изящество линий и выразительность персонажей книги буквально заворожили мальчика.   В рисунки Доре он мог всматриваться часами, каждый раз открывая всё новое  их совершенство. И кто знает, не подобные ли детские  впечатления формируют наши вкусы и влечения уже на всю жизнь? Как бы там ни было, закончив школу, Илья поступает в Кировское художественное училище (1938-1941).  В 1942 году  его призывают в армию, а после войны он закончил факультет книжной графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1951). Недолго задержавшись в Саратовской школе изобразительного искусства в роли преподавателя, он в 1953 году возвращается в родные места,  в Кишинёв, где проживёт  40 лет своей жизни.

Это были активные творческие годы. Успешно проявляя себя в разных видах изобразительного искусства, Богдеско пользуется авторитетом среди художников, его избирают председателем Союза художников Молдавии (1977-1987), он становится депутатом Верховного Совета МССР (1975-1990), кавалером двух Орденов Красного знамени и Октябрьской революции.    Занимая важные административные должности, он немало сил вкладывает для создания в Молдавии различных учебных художественных заведений: Республиканского  лицея изобразительных искусств (им. И. Виеру), факультета искусств в Государственном педагогическом университете им. И. Крянгэ, факультета изобразительных искусств в Государственном институте искусств. Добивается строительства мастерских и квартир для  художников.

Но, естественно, главной его работой является - творчество.

За графические работы  Богдеско  присуждается Государственная премия МССР (1966), он награждён золотыми и бронзовыми медалями на Международных книжных выставках в Лейпциге (1973) и Москве (1975); дипломами первой степени на Всесоюзных конкурсах искусства (1962, 1978, 1983) и дипломом «Иван Фёдоров» на ХХП Всесоюзном конкурсе искусства книги (1980). В 1963 году он становится самым молодым Народным художником СССР, а через несколько лет  - признанный мастер,  профессор Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина -  действительным членом Академии художеств (1984).

Илья Богдеско вошёл в историю мирового изобразительного искусства как выдающийся мастер гравюры, каллиграфии, настенной живописи, уникальной книжной графики. Он создал яркие работы в сфере мольбертной и книжной графики, в мольбертной и монументальной живописи. На протяжении долгой творческой жизни Богдеско проявил себя пытливым экспериментатором, применяя различные техники и  разнообразные материалы: карандашный рисунок, уголь, рисунок тушью кистью или пером, акварель, гуашь, монотип, темперу, живопись маслом, монохромную и полихромную линографию, гравюру на металле (на медных пластинах), заштрихованный офорт, акватинту, гравюру сухой иглой, смешанную технику… Но самые впечатляющие результаты он получил в цикле гравюр на металле в технике тайдус,  вырезанных долотом на медных пластинах.   В любом жанре, в каком бы он ни работал, он поражал свежестью взгляда на мир, каждый раз расширяя  возможности жанра, следуя своему железному правилу: «Всегда по-своему, но каждый раз по-разному».

Однако.

Пришло время сказать, уважаемый наш читатель, что какие бы открытия ни сделал Илья Трофимович в разных жанрах изобразительного искусства, какими бы наградами и званиями не был отмечен, его  первой и  великой  любовью была - книжная графика. «Самые большие муки и самые большие радости доставляет мне книжная иллюстрация, это и есть моё призвание, моя истинная любовь», -  написал он в книге воспоминаний. Именно в этом виде искусства Богдеско достигнет таких высот, и таких высочайших званий, полученных от самых изысканных знатоков искусства, какими не удостоен ни один из художников ХХ-ХХI века  - Мастер, «рыцарь графики», «чудодей  книги», «гений каллиграфии» и, наконец - дон Кихот ХХI века.

Его слава книжника началась с дипломной работы. Это были иллюстрации  к «Сорочинской ярмарке» Н.В. Гоголя. Сразу же обратив на них внимание,  художественная критика отметила «новую струю, имеющую весьма существенное значение, внесённую Богдеско в искусство иллюстрации». Этой «новой струёй»  была необычайная  живость и выразительность созданных им характеров. В результате - случай неслыханный - дипломная работа начинающего художника почти незамедлительно увидела свет (1952). А сам принцип работы, когда, создавая иллюстрации, художник тщательно изучал не только историко-этнографический материал, разбросанный по книгам и  музейным экспонатам, но и побывал в местах, воспетых Гоголем, в знаменитых Сорочинцах, заполняя многочисленные блокноты набросками самых разных лиц и ситуаций; сам этот принцип - изучать жизнь, наполнить книгу впечатлениями живой жизни и живыми лицами - навсегда остался  непреложным для художника. Для этой работы он не жалел ни времени, ни сил. Для него не было незначительных работ
. Например, на небольшое издание «Цыган» А.С. Пушкина, включающее всего восемнадцать иллюстраций, он затратил четыре года упорного труда; он целые месяцы  провёл с кочующим табором, изучая характеры, типы, натуры, привычки, быт, создав около полутора тысяч эскизов. Нечего удивляться, что эта маленькая книга принесла ему всесоюзную известность, и её уже не спутаешь ни с какой другой, она стала библиографической редкостью (1957).

Так работать, как работал он, решались немногие из художников. Иные даже посмеивались над ним, называя то технарём, то аристократом, и этим признанием его высочайшей техники  пытаясь как бы ограничить его мастерство, как бы сказать, что «вылизанность» формы рождает сухость и подавляет чувство.
Однако, глядя на героиню «Цыган» - Земфиру -  своевольную, страстную, похожую на пылающий огонь - ощущаешь такую натуру, какую не обтесать, не подавить, не приручить… только - убить! А шаржи Богдеско?  Это лукавство бывалого рассказчика, этого хитреца, который видит тебя насквозь, и посмеивается над тобой, и дурачит, и  в то же время любит тебя, сам не поймёшь, за что. А  известные линогравюры Богдеско, посвящённые людям Молдавии («Моя Родина», «Мать», «Письмо»)  пронизаны такой нежностью, таким тонким ласковым чувством,   какое и возникает в душе, когда смотришь на руки мамы  или слушаешь тишину…

Книгу Илья Трофимович боготворил. Он мог наизусть прочитать целые страницы из Данте, Пушкина, Шекспира, Лермонтова… Как-то в его мастерской собрались художники и журналисты, и разговор сам собой закипел вокруг книг: вечна  книга или не вечна? И стоит ли тратиться на неё, как делает это Богдеско? Илья Трофимович в споре не участвовал, он вообще не любил  споры. Он любил тишину и работу. Будто там, в глубине тишины, и рождалось нечто такое неуловимое и уму непонятное, что позже, в блокноте художника, под его лёгким карандашом или «резцом, не знающим пота», превращалось в шедевр. Так вот и на этот раз, как бы даже не слушая спор, а неутомимо набрасывая эскизы в блокнот, он вдруг, в самый разгар страстей  - не глядя - взял с книжной полки небольшую книжечку и, вытянув её на ладони в сторону спорщиков, прочитал:
 - «Sulamite», 1937 год, Рига.  - И медленно, бережно листая её, продолжил. - Иллюстрации, шрифт, формат… Такую книгу только держать в руках и то уже удовольствие… К тому же, я, ничего не зная о Риге тех лет, вижу по этой книге, что это был город большой культуры. Книга - не просто текст и рассказ. Это - посланец культуры народа. Вот мой «Кошелёк» премировали на всесоюзной выставке. Художники, ценители, крутили-вертели-смотрели… И думаете хоть один сказал, что молодец, мол, Богдеско, неплохо сработал. Нет! Все говорили одно: «Молодцы молдаване!».

Вот в этом месте, пожалуй, самое время, наш терпеливый читатель, задать себе неизбежный вопрос: что же это за «Кошелёк» и чем он так замечателен, и чем привлёк внимание художников и ценителей?
«Кошелёк с двумя денежками» - хорошо известная нам сказка Иона Крянгэ.  А книжечка, созданная Богдеско  (всего 30 страничек небольшого формата), замечательна  тем, что художник  сделал её - именно сделал! - от начала и до конца, всю  целиком,  от суперобложки до цены на четвёртой обложке (6 к.) - написал  рукой - полностью рукотворная книга! (1962).
И то, как он её сделал, «не может не вызвать чувства особого восхищения, чувства благодарности художнику за создание очень живых, очень смешных и очень верных по своей национальной выразительности сказочных образов.

Проникновенное знание обычаев родного края, примет исторического быта своего народа пленяет нас настолько, что мы совершенно по-детски начинаем верить всему рассказанному и изображённому в этой коротенькой сказке, поучительной притче о петушке, сумевшем перехитрить жадного и жестокого боярина и помочь своему простодушному хозяину, об извечной победе добра над злом. Сам рисованный шрифт книги - строен, ажурно красив, отточенно артистичен во всех своих нюансах.  Он гармонично сочетается с иллюстрациями и оформительскими элементами,  лёгок  для восприятия читателя-зрителя». И ещё, - как отмечают специалисты, - очевидна национальная подоснова этого рисованного шрифта — знакомый нам полуустав XVI—XVII вв., характерный  для старой молдавской рукописной книги. «Кошелёк с двумя денежками» - уникальный образец советского книжного искусства 70-х годов прошлого века. На Всесоюзном конкурсе искусства книги он заслуженно удостоен Диплома 1-ой степени (1978). 

Своей неожиданной новизной и смелостью  художественного решения «Кошелёк» произвёл потрясение в художественной среде. Однако! Через пятнадцать лет  Илья Богдеско вновь возвращается к «Кошельку», выполнив новый,  отличный от первого вариант оформления (1977). В этом и заключён особенный почерк этого дивного мастера: искать совершенство! Не успокоиться ни на каких достижениях и вершинах. Здесь уместно привести один любопытнейший разговор между Богдеско, в те годы профессором знаменитой «репинки»,  и его студенткой, которая спросила Илью Трофимовича:  «А когда вы почувствовали себя Мастером? Когда вы поняли что мастерство вот оно?». «Ну что вы… Мне вот 75, и только начал, только начал понимать, что к чему…». «Вот так я и поняла, - заключила студентка,- что  мастерство - это дорога длинная. А Богдеско - один из моих небожителей и учителей, и как человек, и  как Мастер!». И, действительно, открывать, всегда открывать, искать новизну, глубинную связь между словом и оформлением книги  - было  сутью его мастерства.

Следующей рукописной книгой, созданной Богдеско, стала народная баллада «Миорица» в обработке Василе Александри  (1968). Над ней художник работал почти два года. Он говорил: «Иллюстрации к «Миорице» я сделал по принципу молдавского ковра — на чёрном фоне цветной рисунок. В создании фигурных композиций помогли и поздние молдавские иконы, в которых чётко звучит линия. Но, разумеется, это не значит, что и то, и другое перенесено механически. Только тогда я чувствовал себя свободно, когда багаж изученного укладывался как бы в рюкзак за спиной, чтобы не сковывал движения… Шрифт — рукописный, двухцветный. Если в «Кошельке» цвет просто отделял авторскую речь от речи персонажей, то здесь он усиливает эмоциональное звучание певучего текста: чёрный — там, где речь идёт о затеянном злодействе, красный — там, где говорится о том, что связано с чистыми помыслами, любовью к родному краю, невесте, матери».

Работая главным художником издательства «Картя  молдовеняскэ», сам оформив добрую сотню книг, многие из которых стали классикой жанра книжной иллюстрации, придавая молдавской книге высокий художественный уровень (многие читатели и сегодня помнят, как  ценилась в те годы молдавская книга, как жадно за ней охотились  книгочеи всего огромного Советского союза), Илья Трофимович с увлечением продолжает создавать  новые рукописные книги.  За «Миорицей»  он готовит издание другой народной баллады  в обработке В. Александри — «Кодряну» (1970)  . И в этой   работе проявилось совершенство рисованного шрифта Богдеско, в начертании букв отразилось его высокое  мастерство  и глубокие знания национальных основ искусства книги. Архаику он сумел обратить в новаторство.

Творческий дух художника не знал покоя. Так, выполнив иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского (1976)  в технике перового рисунка и получив заслуженные похвалы за свою работу, он  готовит новый иллюстративный материал - гравюра на меди. Кстати сказать, уважаемый наш читатель, гравюра на меди - тяжелейший физический труд, требующий точной сильной руки и зоркого глаза, а Богдеско было за 50, когда, казалось, что о такой работе уже не мечтают. Но он мечтал и - сделал! «Сравните оттиски с гравюр и перовые рисунки в книге, — говорил он, — и вы сразу увидите возможности и преимущества резцовой гравюры. Те же иллюстрации звучат по-другому… Тут напрашивается сравнение: музыка, которую вы слышите в концертном зале, и та же музыка в записи…»

«Живой музыкой» становятся иллюстрации  к его новой работе — «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта (1980). Книга вышла в двух изданиях. Одно —  том в кожаном переплёте с золотым тиснением, с гравюрами, отпечатанными в технике оригинала, с медных досок — существует всего в шестидесяти экземплярах и представляет собой библиографическую редкость. Другое, массовое издание с иллюстрациями, воспроизведёнными офсетом, удостоено диплома имени Ивана Фёдорова на Всесоюзном конкурсе искусства книги в 1980 году.
Каждая новая книга, созданная И. Богдеско, подтверждает часто высказываемое им правило: «Не выпустить из мастерской ничего, чтоб тебе  самому не понравилось».

Однако, дорогой-дорогой наш читатель, как ни  заманчиво, но всего об этом великом мастере не рассказать. И мы свой рассказ закончим его последним шедевром: «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса.

К работе над Сервантесом - этим колоссом мировой литературы - Богдеско подошёл с обычным своим бесстрашием. «Он смотрел на Сервантеса как равный на равного. Работал быстро, легко, и пота в его иллюстрациях нет».
Заключив с издательством договор на издание книги, он за 5 лет труда   создал серию из 33 иллюстраций. За это время в планы художника жестоко ворвалась жизнь, начался хаос перестроечных лет, лопнуло издательство, отказавшись от договора,  художник уехал  в Санкт-Петербург (1992), где его жизнь налаживалась с трудом и не в лучших условиях. Но! Вдохновение мастера не смогли сломить никакие катастрофы. 20 лет жизни он отдал своему «Дон Кихоту». Результатом его работы   стали 39 резцовых гравюр и более сотни эскизов к ним. Первый из этих листов был создан Ильей Богдеско в 1984 году, последний - в 2004. Им также были каллиграфически исполнены большие отрывки текста великого романа, а главное - создан ещё один образ Дон Кихота в мировом искусстве!


 Как известно, этот шедевр мировой литературы иллюстрировали  выдающиеся художники мира: Франсиско Гойя, Ульям Хогарт, Густав Доре, Жерар Гранвиль, Карлос Алонсо, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали… Илья Богдеско выдержал конкурс с ними: десятки выставок во Франции,  Германии и, конечно, в России включали его иллюстрации к «Дон Кихоту», как правило, вызывавшие изумление  самых строгих критиков и знатоков искусства.

Первая публикация иллюстраций Богдеско в книжном формате была сделана издательством «Редкая книга» (1998). Уникальность и особую художественную ценность этому изданию придал текст книги, выполненный мастером в технике каллиграфии, шрифтом «Итальянский курсив». Книга содержит 36 гравюр и две орнаментальные заставки, выполненные в технике резцовой гравюры, собственноручно напечатанные автором в мастерской. «Редкая Книга» издала 15 рукописных книг,  в 2005 году они были показаны на Ярмарке книги,   одна уехала в библиотеку английской королевы, вторая - к испанскому королю, третья  –  находится в Эрмитаже.

К сожалению, в окончательно законченном виде Илья Трофимович свой величайший труд не увидел.  Уже после смерти мастера в издательстве «Вита Нова» вышла роскошная книга с его иллюстрациями «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Издание отпечатано в  тысячу двести экземпляров, сто из них изготовлены в переплетах из чёрной кожи и пронумерованы. К экземплярам 1–70 прилагается папка с оригинальным оттиском гравюры Ильи Богдеско и  особая книжка с его описанием работы  над «Дон Кихотом». В неё вошли эскизы, наброски, состояния оттисков и размышления Мастера об искусстве иллюстрации. Таким образом, и нам с вами, читатель, предоставлена возможность прикоснуться к мыслям великого книжника.

Он писал: "Всегда, начиная работу над оформлением очередной книги, думаю о том, захватит ли она меня настолько, что я не буду представлять себе дальнейшей жизни без неё;  смогу ли сказать в ней  нечто новое по сравнению с моими предшественниками-иллюстраторами этого  литературного произведения и сумею ли решить её на уровне современных задач, стоящих перед художниками-книжниками…
    Беря на себя свою долю ответственности перед автором и читателем, художник стремится создать целостный образ книги имеющимися в его распоряжении художественными (и полиграфическими) средствами. Но ведь сколько художников, столько может быть и вариантов решения задачи. Следовательно, каждое решение оформления книги можно сравнить с изобретением, на которое в силу его уникальности выдают патент.
    Могут спросить, что ж, каждый раз так вот сидеть и изобретать? Не заведёт ли это в непроходимые дебри, далёкие от искусства? В арсенале художника существует множество возможностей для индивидуального подхода к каждой новой книге. Он непременно их найдёт в пределах своей творческой индивидуальности.
    Чтобы облегчить себе задачу, рассуждаю так: передо мной не книга (даже если до этого она переиздавалась много раз), а рукопись. Мне только ещё предстоит сконструировать книгу, как некое уникальное, развитое в пространстве и времени, небольшое, но ёмкое сооружение, в котором будет строгий порядок, всё на своём месте. С одной стороны, в его пределах я должен создать условия для наиболее точного раскрытия идеи писателя, с другой – идеальные условия для чтения. Но,  кроме того, и это очень важно, - определить общий колорит книги, весёлый или грустный, трагический или спокойный, светлый, лучезарный или, наоборот, строгий, суровый. Всё это и многое другое диктует выбор определённых художественных средств.
    На обдумывание того, какой должна быть книга, её конструкция, уходит немало времени. Но когда это решено, то становится значительно легче работать над эскизами и оригиналами.
    Из текста книги и я знаю наперёд, что произойдёт с действующими лицами, каковы их характеры, поступки и даже иногда – как выглядят. Я стараюсь понять их настолько, чтобы мне легко было их узнать среди друзей, знакомых, приятелей, недругов, наконец, просто на улице, в толпе незнакомых людей или среди тех, которые когда-то встречались мне и запомнились надолго.
    Всё это помогает перебросить мостик между миром писателя и моим миром. Пусть он сравнительно небогат, мой мир, но я могу его обогатить, теперь уже специальными наблюдениями.  Текст автора своего рода карта, определяющая мой маршрут, мои задачи. «Путешествие» начинается с изучения эпохи, работ исследователей данного произведения, современной точки зрения на него специалистов и т. д.
    Иллюстрации представляют собой новое, изобразительное измерение по сравнению с языком писателя.  Они не должны буквально копировать содержание. Они служат созданию зримой атмосферы книги, акцентируя внимание на том, что поразило художника. За ним остаётся право самостоятельного суждения, если только он доносит до читателя образ книги, обогащает его. При творческой удаче иллюстрации будут жить вне книги, как художественная ценность. Таковы некоторые мои рассуждения при работе над книгой" (1987).

 Перед тем, как проститься с нашим великим мастером, важно сказать ещё и то, что за последние годы жизни Илья Трофимович Богдеско  обобщил свой огромный опыт работы в искусстве шрифта. В 2005 году вышла его книга «Каллиграфия», над которой художник работал более четырёх лет. Важность этой книги способны оценить только великие знатоки  этого изысканного и аристократичного искусства. «Каллиграфия - как сказал один из них, - это музыка, только обращённая не к слуху, а к глазу».


Увы, дорогой наш читатель, пора нам прощаться  с великим Мастером. Но хочется верить, что простимся мы с ним не навсегда. Что однажды в толпе знакомых и незнакомых лиц мы вдруг увидим одно, и, поражённые его  вдохновенным обликом, тотчас узнаем, что это же сам  дон Кихот, или сам Богдеско, продолжают бессмертный свой путь, зовя самых отважных из нас творить  Гармонию, Красоту, Совершенство…

Лидия Латьева

Этот очерк написан для книги по новой и новейшей истории Молдовы - "Книга для чтения".
Она выпущена ассоциацией историков и политологов "PRO-MOLDOVA".  Презентация книги состоится 1 июня 2015 года - в Международный  день защиты детей. Создатели книги надеются, что книга расширит представление читателей, особенно юных, о славных личностях и страницах в истории Молдовы, укрепляя в их сердце   любовь и гордость за родную "Землю Молдавскую".


























Комментариев нет:

Отправить комментарий