вторник, 12 мая 2015 г.

Мария Биешу: голос родной земли


 Мария Лукьяновна Биешу родилась на молдавской земле, в крестьянской семье села Волонтирь (1935-2012). Закончив школу, она - как человек основательный, старшая среди сестёр - поступила в сельскохозяйственный техникум в Леово, на факультет  агролесомелиорации, разумно предполагая, что именно эта серьёзнейшая профессия - мелиоратора - даст ей возможность крепко стоять на ногах, помочь семье и, спасая родную землю от засухи, оползней и пустот, сделать её богатой, дарующей счастье людям.

С детства она любила петь. И - как птица - пела всегда и везде: дома, в поле, в клубной художественной самодеятельности. Пела даже на практике, сидя на тракторе. Как-то кто-то из фотокоров газеты  щёлкнул эту певунью на тракторе, и  позже, кода Мария Биешу будет солисткой Молдавского театра оперы и  балета (1961), это фото - станет украшением всех кишинёвских СМИ. И однажды Мария Лукьяновна, встретившись с журналистами, бравшими у неё интервью после очередной победы на оперном поприще, лукаво заметит, что «я уже облетела  полмира, мне хлопали залы десяток стран, и только в родном Кишинёве я так и сижу на любимом тракторе, не могу от него оторваться».  Под смех и аплодисменты зала кто-то из журналистов выкрикнул: «Быстро летаешь, Мария, не успеваем угнаться!».
Смех смехом, но в этих словах была правда: карьера певицы Биешу развивалась настолько стремительно, что осмыслить пройденный ею путь не успевали ни журналисты, ни критика.

Пожалуй, и нам с вами, уважаемый наш читатель, сразу важно отметить, что с первых шагов  профессионального становления певицы  в ней  проявлялись такие качества, какие трудно - чтоб не сказать невозможно - вместить  в рамки обычных понятий и представлений о возможностях человека. Прежде всего, просто феноменальной оказалась целеустремлённость, с какой Мария-студентка сметала те трудности, какие встали на её совсем непростом пути. Так, принятая в Кишинёвскую консерваторию без экзаменов (1955), без необходимой предварительной музыкальной подготовки, она сумела освоить и специальные предметы, и специфический - сложный - режим певца. А, когда вокруг её нестандартного голоса, отличавшегося обширным диапазоном, возник растерянно-тревожный вопрос педагогов: меццо или сопрано?,  она поехала в Московскую акустическую лабораторию и привезла окончательный ответ: сопрано.
Был ещё один весьма соблазнительный момент в её студенческой биографии: с Ш курса Биешу пела в популярном фольклорном ансамбле «Флуераш», под руководством замечательного музыканта Сергея Лункевича (1958-1960). Пела успешно и даже была удостоена медали на 1V  Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Работа в таком коллективе предрекала ей довольно завидную судьбу: любовь зрителя, поездки по СССР и зарубежью, безбедную жизнь. Но! Мария мечтала об опере. Говорят, однажды, студенткой, она услыхала по радио пение своей знаменитой тёзки Марии Каллас и - заболела оперой!

Судьба оперной певицы началась для неё более чем скромно. Молодую выпускницу  консерватории  Молдавский театр оперы и балета зачислил в  штат, как «сопрано второй категории». Должность не бог весть какая. В это время театр готовил премьеру - оперу Дж. Пуччини «Тоска».  Роль Тоски, само собой, репетировали ведущие солистки театра. А «сопрано второй категории» была в очереди на эту сложнейшую партию - третьей, и, сидя в зале, наблюдала за репетициями на сцене. Однако капризна судьба актёра. В театре вечно что-то случается, и  на этот раз что-то сорвалось в намеченных планах, и премьеру спела Мария Биешу (1962).

На утро после премьеры весь город гудел.

Меломаны, критики, журналисты скрестили свои учёные копья в яростном споре вокруг молодой певицы. Одни взахлёб хвалили. Другие взахлёб ругали. Победить не смогли ни те, ни другие. Ясно стало одно: на небосклоне молдавской оперы появился незаурядный голос.

Ах, этот голос!

«Само его звучание, - напишет в своём исследовании музыковед Елена Вдовина, - завораживает неповторимой красотой, свежестью, полнотой звука… В этом голосе богатейшая гамма тембральных красок и оттенков. Все регистры звучат абсолютно ровно, «кругло» и свободно. В нём органично соединяются необыкновенно звонкий грудной средний регистр, полнозвучные открытые низы, сверкающие верха. Вокал Марии пленяет изяществом певческой линии…». Впрочем, столько восторгов и самых возвышенных характеристик, сколько выпало этому голосу, вряд ли возможно уже перечислить. Важно заметить одно:  трудностей для такого голоса - нет; он может - всё!

Естественно, уважаемый наш читатель, что  совершенство этого чудного голоса проявилось не вдруг и не сразу. Но, ощутив бесценность его природного материала, знатоки понимали, что такому редчайшему из алмазов нужна соответствующая огранка, способная превратить его в бесценный бриллиант. Марию Биешу Москва направляет на стажировку в Италию, в  миланский театр «Ла Скала», в знаменитую стажёрскую школу, где молодые таланты обучались секретам вокального мастерства (1965). Редкий природный дар молдавской певицы великими педагогами был оценен с порога. Прослушав Марию, директор «Ла Скала» А. Гирингелли сказал, что её голос идеально поставлен самой природой, и за это она должна сказать спасибо своим родителям. Что же касается учёбы, то её  педагог Э. Пьяццо работал с талантливой стажировкой над несколькими партиями на итальянском языке: Леонора, Аида, Тоска, Чио-Чио-сан…

Во время каникул Биешу бывала в родном театре, спела Аиду, приняла участие в Международном конкурсе им. П. Чайковского, удостоилась Ш премии, очаровав своим искусством самые искушённые сердца. Например, знаменитый в те годы Муслим Магомаев - большой знаток и тонкий  ценитель вокала -  был просто ошеломлён её пением, сказав, что «голос Марии Биешу по-настоящему итальянский, дарованный самим Богом».
 
Победа на фестивале выводит Марию на высшую орбиту профессиональной жизни. На неё посыпались приглашения от самых разных театров, на неё обратили внимание крупные музыканты, в родном Кишинёве её вводят на роль Татьяны в опере П. Чайковского «Евгений Онегин», на неё ставят оперу «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.

Эти две партии -  Татьяна и Чио-Чио-сан - сыграют в судьбе Биешу роль мощного трамплина, выбросившего певицу-провинциалку на музыкальный Олимп. Начать с того, что Большой, пригласив её спеть Татьяну, пережил такое незабываемое  художественное впечатление, что сам дирижёр театра, знаменитый Б. Хайкин, воскликнул: «Это будет одна из лучших Татьян!». Тут же он предложил молодой певице сотрудничество, и оно оказалось настолько богатым, что - под чутким движением дирижёрской палочки Хайкина - пластинки, записанные М. Биешу, стали редчайшей художественной ценностью.

Что же касается партии Баттерфляй, то, по мнению критики, образ этой девочки-гейши, пережившей драму любви, был серьёзнейшим испытанием для самых прославленных вокалисток. «Встречаются сентиментально-инфантильные Чио-Чио-сан, - отмечает Е. Вдовина, - бывают Чио-Чио-сан с драматическим «пережимом… Баттерфляй-Биешу естественна и совершенна, как создание самой природы. Она бесконечно трогательна в своей душевной чистоте, в неподдельности чувств, в наивной доверчивости». Не сумев пережить измену возлюбленного, она кончает с собой, и эта трагедия любви передавалась певицей с таким глубоким проникновением в мир героини, какого не знали ни зрители, ни сами ценители оперы. Например, сопрано из Австрии Хильда Конечны, услышав  Биешу на Международном конкурсе им. П. Чайковского, сказала: «65 раз я слышала в эти дни арию Чио-Чио-сан, а, слушая в шестьдесят шестой, когда пели Вы, заплакала. Потому что пел не только ваш чарующий голос, пело ваше сердце». Не удивительно, что вскоре  Марию Биешу пригласили участвовать в Первом международном конкурсе «Чио-чио-сан», проводимом в Японии в память о выдающейся исполнительнице роли мадам Баттерфляй - японской певице  Миуры Тамаки.

Для Марии конкурс закончился триумфально: первая премия, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира» (1967).  Партия мадам Баттерфляй в исполнении Биешу становится эталонной ролью. Весь мир оценил эту роль молдавской актрисы. Фирма «Мелодия» сделала отличную запись оперы, был снят фильм-опера с Биешу в заглавной роли, монолог Чио-Чио-сан, непременно включался в концертные выступления певицы. Со страной восходящего солнца у актрисы сложились прочные многолетние отношения: Япония постоянно приглашала её с концертами, в жюри, вести мастер-классы. Приглашала не только Япония, но и самые престижнейшие театры мира. Начиная с Большого и кончая «Метрополитен-опера» (1971), где Биешу с такой виртуозностью сыграла и спела Недду в «Паяцах» Р. Леонкавалло, так тонко соединила драматический план с комическим, что хлопали ей не только восхищённые зрители-американцы, но и сами музыканты, стоя в своей оркестровой яме.

Слава хлынула на неё как неудержимый ливень. Известнейшие музыканты восхваляли её искусство, поэты ей посвящали стихи, художники  писали её портреты, её имя присваивали  цветам и школам, её внимания жаждали телеканалы, спектакли с её участием проходили при полных аншлагах, она жила на колёсах: сегодня Сидней, завтра Париж, потом Москва, Токио, Хельсинки, Варшава, Милан, Будапешт, Нью-Йорк, Куба, Израиль, Рио-де-Жанейро, гастроли на всех континентах …  Неизъяснимая красота её то мощного, то нежного  голоса заливала планету…

Купаясь в лучах восторга, осыпанная комплиментами и цветами, Мария в душе  оставалась девочкой из села Волонтирь. В ней не было даже капли звёздности, не было личных тренеров и косметологов, не было фешенебельных  вилл и квартир и даже не было  опытного импрессарио, необходимого для актрисы высочайшего класса. А, забегая вперёд, с горечью можно сказать, что пенсия великой актрисы будет 1843 лея, а крыша в её домике по улице А. Матеевича (бывшая Садовая) протекала  годами. Однако не будем о грустном. Увидим  в ней главное:  Биешу всего достигала собой: своим крестьянским упорством и трудолюбием. Она жила оперой. Напряжённый труд был её состоянием. Она могла выйти на сцену при высокой температуре,  ларингите и фарингите, увы! неизбежных спутниках вокалистов.
Её счастьем была - новая роль.
В творческом репертуаре певицы насчитывается около трёх десятков сопрановых партий мировой оперной классики и современных композиторов. Если собрать все их вместе, то можно сказать, что Мария Биешу создала огромный, разнообразный мир женских судеб. Выхваченные из разных эпох и социальных слоёв, от нежной хрупкой Мими («Богема» Дж. Пуччини), излучающей тихий свет  до трагической Нормы («Норма» В. Беллини), с её мощными, неразрешимыми душевными метаниями -  певица  создала космос женской души, извечно идущей «по кругам любви, жертвенности, страданий, гибели».

Важно отметить, что каждую из своих героинь Биешу создавала по-своему, ощущая её судьбу сердцем, передавая тончайшие переливы чувств, одушевляя каждый звук музыки, наполняя мир оперных героинь живым, личным переживанием. Иногда казалось, что через своих героинь она рассказывает о себе, о своих страданиях, мечтах, надеждах и боли. Не удивительно, что рядом с Марией - великой певицей - навсегда закрепился ещё и другой эпитет: «великая актриса». Великая, величайшая актриса, способная с одинаковым блеском «поозорничать» в «Паяцах» и вызвать настоящее потрясение зрителя своей Нормой, раскрыв  её внутренний, оглушающей силы  конфликт между чувством и долгом; конфликт на уровне Медеи или Электры с их трагическими метаниями и страстями. Конфликт, разрешаемый только - смертью. Актёрский дар Марии Биешу пленил даже такого строгого мастера драматического театра как Георгий Товстоногов. Ставя в молдавском театре оперу «Дон Карлос» Дж. Верди, он во время репетиций мог аплодировать Марии, игравшей Королеву Елизавету. А после спектакля воскликнул труппе: «Ваша Мария - от Бога! Берегите её!»

Огромное место  в творческой жизни певицы занял камерный репертуар.  Кстати сказать,  к камерной музыке благоволят не многие оперные певцы. Так как соединять эти жанры трудно, и «только исключительный, гибкий певческий аппарат и тонкое чувство поэтического слова приводит оперного певца к успеху в камерной сфере». Мария Биешу создала мощный, разнообразный камерный мир: около двадцати программ! В нём рядом со старинной западноевропейской музыкой (И.  Бах, Г.  Гендель, К.  Глюк, Г. Пёрселл, Д. Чимароза, А. Страделла, Дж. Каччини, Дж. Кариссими, К. Монтеверди) соседствует романтическая немецкая музыка (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди), русская классика (М.  Глинка, А.  Даргомыжский, Н.  Римский-Корсаков, А.  Рубинштейн, М.  Ипполитов-Иванов, С.  Прокофьев, Ю.  Шапорин, Р.  Глиэр, Г.  Свиридов, Д. Шостакович, С. Василенко, Т. Хренников),  романсы композиторов СССР,  молдавская вокальная музыка (В.  Загорский, Е. Дога, Б.  Дубоссарский, С. Лунгу, В. Ротару, К. Руснак, З.  Ткач, С. Бузилэ, Д. Георгицэ) и, наконец, вокально-симфонические концерты (Месса си минор И. С. Баха, «Реквием» Дж. Верди, «Немецкий реквием» И. Брамса, Stabat Mater Дж. Россини). В незабываемые события превратились её выступления с Академическим оркестром русских народных инструментов под управлением Н. Некрасова, концертные программы с Е. Шендеровичем, Н. Оксентян, А. Палеем… При создании новых программ Мария Биешу выкладывалась до дна. Те, кто видел её в работе, не раз говорили,  что, когда поджимала необходимость,  Биешу в кратчайший срок могла выучить новую партию, за ночь запомнить сотни  строк текста, она не жалела себя, почитая за счастье вынести зрителю новую музыку, новые чувства, новую силу переживаний. Обогащать сердца людей музыкой - было её удовольствием и наваждением. Важно отметить, уважаемый наш читатель, что эти усилия великой певицы были оценены самым высоким образом: за камерные программы М. Биешу была присуждена Ленинская премия (1972).

Да, дорогой наш читатель, это была величайшая из актрис, рядом с которой нам выпало жить, слышать её, аплодировать, плакать и восхищаться.
Особенно восхищаться ещё и тем, что, принадлежа мировому искусству, после  блистательных побед, отклонив самые заманчивые предложения ведущих театров мира, она - неизменно - возвращалась домой, в родной Кишинёв. Как сказала она в одном интервью, я  «никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты. Сейчас модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии жить не могла». И это была абсолютная правда: Молдавский театр оперы и балета был для Марии Биешу и полигоном для новых экспериментов, и родным домом, и храмом, и самым любимым детищем, в котором жило её  сердце. Почти сорок лет она являлась беспрекословным лидером молдавской оперы, определяла её развитие, репертуар и стиль. А, если сказать простым языком, то  Мария тянула этот театр за собой, к высоте, не боясь самых смелых планов и планок. Она и сама росла в этом театре, и театр держался её  творческой волей.

Стоит заметить и то, внимательный наш читатель, что  за свои выдающиеся труды  прима молдавской оперы была щедро награждена самыми высочайшими из наград СССР и Молдовы. Среди них два ордена Ленина (1984, 1990), орден Трудового Красного Знамени (1976), ордена Молдовы и Румынии, медаль «Михай Еминеску» и Орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени (Русская православная церковь).  Она была Героем социалистического труда (1990), лауреатом Государственной премии МССР (1968) и СССР (1974). Народной артисткой Молдовы (1967) и СССР (1970), Примадонной Национальной оперы РМ, профессором консерватории, Почётным членом Академии наук Молдавии (1999), «Почётным доктором» АН РМ («Doctor honoris causa»)… С 1987 года — председатель Союза музыкальных деятелей Молдавии. С 1992 года — вице-президент Международного союза музыкальных деятелей (Москва). Впрочем, всех её званий,  самых высоких наград и общественных должностей не перечесть.  Важно сказать, что, воспитанная на идеалах честности, справедливости, доброты, Биешу отличалась завидной душевной устойчивостью. Её человечность проявлялась  в конкретных делах. Например, по её депутатским ходатайствам - а она была депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР нескольких созывов (1966-1989) - ремонтировались больницы, школы, мосты, оказывалась медицинская помощь больным и пожилым людям, а свою консерваторскую зарплату она несколько лет перечисляла в Фонд мира.  При этом признание своего труда Мария воспринимала с потрясающей благодарностью. В последнем своём интервью российским журналистам она сказала об этом с присущей ей искренностью и простотой: «При советской власти мне жилось хорошо. На то время пришлось моё детство, молодость, становление и расцвет как артистки. Меня везде поддерживали и помогали. То время поддерживало искусство. Я очень сомневаюсь, что сегодня поддержат пусть даже расталантливейшую девочку из молдавского села. Впрочем, и не только из молдавского. Я очень люблю Россию… Передайте России, что половина моего сердца осталась там. Что сцена Большого театра лучшая в мире. Лучшая!»
Однако время делает своё дело. В 1991 году распался СССР, резко рушились связи между республиками, судьбы новорождённых независимых государств  решались под воспалённые крики митингов. С яростью попирались вечные ценности, на которых держалась жизнь народов и стран: доверие, дружба, взаимная помощь. Рушились экономики и судьбы людей. Цунами всесильного хаоса, сметавшего всё нажитое народами, не могло не коснуться искусства. Молдавский театр оперы и балета погружался в глубокую нищету и застой. Мария Биешу, теряя зрителя и репертуар, познала всю горечь и боль небрежного к себе отношения. Найти себя в этом разгуле настоящего вандализма было не просто. Но - истинный созидатель - она берётся за невозможное: создаёт Международный фестиваль звёзд оперы и балета «Приглашает Мария Биешу».  В сентябре 1990 года Первый международный фестиваль открыл свои двери перед потрясённым зрителем. Это был настоящий вызов времени.  Музыка и красота, объединяя самых разных людей, творили в их душах добро и надежду; казалось, сам зал излучает свет, обещая победу Прекрасного над преходящим злом.


Шли годы, Фестиваль развивался, расширялась его география, росло количество помощников и личных друзей Марии, готовых принять участие в Фестивале за символический гонорар, и даже без гонорара, только бы утвердить в сердце зрителя благородное братство,  продемонстрировать богатство взаимного обогащения искусства Молдовы и мира.

Более десяти раз, выходя на сцену, Мария Биешу, встречала своих дорогих гостей, и - как умела она одна - благодарила и участников Фестиваля, и зрителей за то, что пришли и за  то, что - вместе. Как всегда, она говорила  простые слова. Но в них звучала такая чистая радость - радость их общей победы над злом и разрухой - что зал вставал, хлопал и растроганно плакал. Благодаря Марию за всё, что она внесла в этот мир: за чарующий голос, за дочернюю верность родной земле, за великую преданность Музыке, способной  облагородить сердца и народы.


Мария Лукьяновна Биешу ушла из жизни 16 мая 2012 года. За день до смерти она написала записку с благодарностью всем, кто ценил её талант и поддержал  в жизни.  «Хочу, чтобы наша земля процветала, жила в мире и согласии, несла миру добро и свет…  была святым местом любви и добра. Сделайте всё, что возможно, чтобы это было так. С любовью, ваша Мария Биешу. 15 мая 2012 года». 
С 2012 года Национальный театр оперы и балета балета республики Молдова носит   имя великой актрисы - Марии Биешу.

А мы, её зрители, говорим: Спасибо тебе, Мария! Спасибо за то, что встретились на этой земле, спасибо за голос, за слёзы и радость, за высокие чувства, пережитые рядом с тобой, спасибо за всё, чем ты одаряла нас, не давая погибнуть в наших душах Высокому и Прекрасному! Мы верим, что твой удивительный голос и сегодня поёт в хоре небесных ангелов, дарующих   всем нам надежду на светлую жизнь!
Лидия Латьева

Этот очерк написан для книги по новой и новейшей истории Молдовы - "Книга для чтения".
Она выпущена ассоциацией историков и политологов "PRO-MOLDOVA".  Презентация книги состоится 1 июня 2015 года - в Международный  день защиты детей. Создатели книги надеются, что книга расширит представление читателей, особенно юных, о славных личностях и страницах в истории Молдовы, укрепляя в их сердце   любовь и гордость за родную "Землю Молдавскую".






  



Комментариев нет:

Отправить комментарий