Конечно, всё это кануло в
прошлое: и зимы с метельными завирюхами и рождественские колядки, но вот в
нашей южной Молдове вдруг — под самое Рождество -- разразилась зима, завыла метель, посыпало
хлопьями белого снега, внезапная радость
вдруг взволновала сердце, лицо
озарилось улыбкой, в душу грянуло
детство с его буйным весельем
колядок… И я неожиданно вспомнила, что где-то когда-то в какой-то книге я
помянула рождественские колядки нашего детства и надо скорее-скорее поделиться
этим воспоминанием со своим дорогим читателем…
Это воспоминание мне навеял спектакль «Арвинте и Пепеля», поставленный по пьесе
Василе Александри великим фантазёром и тонким художником Ильёй Тодоровым. Помню, как я, влюблённая в его искусство, пришла на генеральную репетицию спектакля и с дальнего угла зала смотрела на сцену…
«…а сцена уже готова, уже
наладили свет, на сцене дом Арвинте, а вокруг розовый угасающий день, искрится
серебряный снег, белое пушистое дерево прямо под домом, какой-то праздничный,
как рождественский, мир. Как раз вот таким зимним вечером, как бы сотканном из
этих разлитых красок, треска мороза, хруста снега, лёгких снежных метелей и
начиналось старинное Рождество… Актёры тоже готовы. В белых расшитых костюмах,
внеся с собой запах мороза и смех, вдруг объявились парни, гукнули, хукнули,
запищали какие-то дудки, затрещали трещотки, посыпались шутки, раззвенелись
колядки…
Бог ты мой! И что же за
колдовство этот театр!
Вот же сидишь в каком-то
маленьком зале, сцена как спичечный коробок, везде бедность и неустроенность, а
стоило посмотреть на сцену, на этот розовый свет, на этих белых парней, на их
лукавые шутки, и душа уже оторвалась
отсюда и улетела куда-то туда, в Рождество моего детства, и уже вижу свой
родительский дом, чувствую запах его тепла, намытых полов и выпечки, вижу, как
я, девчонкой, прижалась носом к стеклу окна, жду колядующих и боюсь, что они не
придут.
В синих сумерках, как серебро, сверкает на нашей горе белый и чистый
снег, а меня не радует красота ни этого синего вечера, ни волшебного снега, упёрлась тоскующими глазами
в гору и думаю, какое же это несчастье жить под горой, в самой глубокой яме,
они пройдут по широкой улице мимо и даже не вспомнят наш одинокий дом, или
испугаются вот этой крутой горы, пока её обойдёшь, да пока вот по этой узкой
тропиночке, ужимаясь и оступаясь, спустишься вниз…
И когда я уже была готова сгореть
от тоски и горя, вдруг на самой макушке горы, прямо как с неба, упал некто в
высокой бараньей шапке, с чёрными-чёрными усами, намалёванными сажей на белом
юном лице, и не успело во мне оборваться сердце, не веря в счастье, как он
обернулся на тех, кто сзади, свистнул в два пальца, гора задрожала, и он,
расставив руки, поехал вниз, будет он
там обходить по этой тропиночке, ужиматься да
зря терять драгоценное время праздника.
И тут же за ним, как горох с
этого синего неба, посыпалась и покатилась с горы целая куча и шапок, и
кожухов, и смеха, и свиста, и козлиных голов, и реющих алых и синих лент на
высоких ликующих палках… И сердце моё,
наконец, ударилось радостно, и я опрометью бросилась в дверь, и распахнула её,
и выскочила на крыльцо в одних тонких домашних тапочках, и стою, держу дверь
рукой, жду, а сзади смеётся мама; «Да придут, куда они денутся? Куда выскочила
раздетая?»..
Нет, это только театр, вдруг
расшвыряв всю дрянь и тоску твоей жизни, может ворваться в душу с этим
бессмертным праздником детства!..»
Лидия
Латьева, из книги «Встреча с неожиданностью».
Комментариев нет:
Отправить комментарий