У неё даже имя редкое, как у
волшебницы.
И возникло оно из ароматов цветов и любви. Случилось это вот так: когда
она родилась, и папа приехал за ними в роддом, он преподнёс её маме -
охапку! - свежих, белых, не-ви-дан-ных
роз! Сам покосился на драгоценный
свёрток в её руках и робко спросил:
- Ну, и как ты её назовешь?
А мама, лицом утонув в этих розах, лучисто глянула и сказала:
- Да ты сам уже и назвал её - Роза.
Отец был военный, служил в Риге,
семья жила на квартире. Хозяйка квартиры, латышка, услыхав, какое имя
собираются дать ребёнку эти глупые молодые родители, бурно запротестовала:
- Нэ-эт такого имэни - роза!
Надо назвать красыво - Розытта!
И её назвали красиво. И уже одно это имя - Розитта - предрекало само
собой: конечно - волшебница.
Всё детство она ощущала себя волшебницей.
И бывало, девчонкой часто
творила своё волшебство: босая, лёгкая,
она разгонялась по мягкой траве, голову запрокинет, ветер в лицо, волосы
отлетают за спину, и ей кажется - это уже не волосы - крылья, и они подымают её,
и она уже не бежит - лети-и-ит, и душа расцветает, и во все стороны от неё
сеятся редкие травы и белый сияющий
свет…
Словом, там, где она пролетает -
земля покрывается красотой...
Ну, а жизнь, как водится, уготовила ей земную судьбу: не успела она
родиться, как разразилась война, папа ушёл воевать и пропал без вести, а на них
с мамой обрушилось самое разное горе: бомбёжки, скитанье, голод, болезни,
полная бесприютность...
Однажды она, с иронией
усмехнувшись, сказала, что помнит себя послевоенную вот такой: что-то
худое-худое, как палка, и почему-то вечно в узеньких шароварах, чучело не
девчонка. Но даже такое, оно всё равно
тянулась с земли на небо и постоянно: летало, парило, прыгало, возносилось,
танцевало... Танцевала везде и всегда: на школьных концертах, в
раздевалке, в столовой, в коридорах, на
улице, на развалке соседнего дома. Она была как гадкий утёнок, внутри которого прорезаются лебединые
крылья и рвут её от земли. И так своим отрыванием она отличалась от всех детей,
что даже измученная учительница
послевоенной школы пожалела эту её небесность и предложила маме:
- Отдайте её в балет!
Мама послушалась. И она - ребёнок, жизнь в интернате, вечно сосущий
голод - но она истово обучалась танцу, и, закончив училище, пошла не в
эстраду, куда её соблазняли шальными деньгами, пошла - в театр! Здесь платили зарплату пятьдесят пять рублей,
снимала угол, мыкала нищету, но она такая была характером, такой перец,
такая заносчивость в споре с жизнью, такая независимость от земли, что
на всё земное - зарплата, квартира, карьера - плевала!
Её тянуло одно - танцевать!
И в этом она оказалась упорной как капля, которая долбит камень. И танец
ей покорился. Она стала ведущей солисткой Молдавского государственного оперного
театра, получила кучу наград,
удостоилась высшего звания - народная
артистка республики - и на обложке
первой же книги о молдавском балете вижу её фотографию: белая пачка, гордая
голова и такая летящая поза, будто она стрела, запущенная с земли в поднебесье.
Действительно как волшебница.
Двадцать лет вот такая она колдовала своё
волшебство, и кем бы ни появлялась на сцене - Жизель, Золушка, Баядерка, Кармен, ведьма с Лысой горы - возникала
такая точность характеров и красота, будто её героинь творило само совершенство.
И вот прошли годы.
Сегодня листаю прошедшее, думаю:
какой же путанной иногда дорогой приходят люди друг к другу.
Я же эту Розитту, волшебницу эту, видела сотни раз: и в балете и в
концерте, и даже на репетициях. А когда
её имя исчезло с афиши театра - век балерины короткий - я знала, что она
работает репетитором в ЖОКе. Танцовщицы
ЖОКа не раз и не два восхищались: умница редкая, любой жест знает, покажет,
отточит, у неё учиться - чистое наслаждение, цены нет её тончайшему мастерству!
Больше того.
В последние годы мы оказались соседи, живём в одном доме. И
бывало, столкнёмся лицом к лицу, я знаю
её, она меня, но не было между нами ни
дружеского кивка, ни тихого здрасте,
только холодные отстранённые взгляды мимо друг друга, ну
прямо можно подумать, что мы
представители каких-то враждующих кланов:
смешно сказать, но я Розитту - боялась.
И когда она - толчком широко распахнув дверь подъезда - как бы одним
прыжком перелетала ступени крыльца, и мимо меня - как
молния - мелькал её рыжий
кожаный плащ и осиная талия... Или когда вечерами она шла через двор -
немыслимо высоченные каблуки, аромат
тончайших духов и такие лучистые огромнейшие глаза, что страшно взглянуть - и
даже издали ясно, что вот такая восхитительно неземная она отбывает в театр, будто из жизни земной перелетает в жизнь
неземную... Или даже когда она гуляла с собакой - белый пушистый Смог катится,
вертит хвостом, рассыпает вокруг себя искры дружеских чувств - так и хочется
подойти и погладить его, но она выступает за ним медленным и каким-то
тягуче-задумчивым шагом, и такая прямая
спина, такая полная погружённость в свою
какую-то мысль, такое в ней что-то высокое и закрытое, будто она жила на
небесной вершине и наша земная жизнь казалась ей мелкой и внимания
недостойной. И вот эта её неприступность,
этот вызов всей земной нашей жизни - отпугивали меня! Отпугивали и
восхищали: в конце концов - а почему бы и нет?! - именно так и должен ходить по земле -
талантливый человек!

И вдруг случай.
Моя дочка Любаша засобиралась замуж. Затеялась свадьба, поднялся переполох, и тут оказалось, что
дочка не хочет дежурной помпезности и пышного туалета, а хочет самое-самое
скромное платье и даже вместо импортных туфель - тапочки. Я так и затмилась:
какие такие тапочки?! В ответ она протянула сияющий заграничный журнал, на
картинке невеста: тихая чистая
красота, а на ногах действительно
тапочки. И так мне понравился дочкин выбор,
так загорелось помочь, что тут же
впилась в телефон, стала звонить, теребить, искать мастеров, целый день по
нашей квартире так и взывало: тапочки!
тапочки!... Да только где их найдёшь эти тапочки в нашей несчастной,
ремёсла изгнавшей стране?
И вот уже время свадьбы, а
тапочек нет, и мы с дочкой уже смирились - безвыходность приучает к смирению
- как вдруг на улице, случайней и быть не могло, встречаю знакомую
балерину, говорю о своей маяте, о тапочках,
а она хохочет, прямо падает на меня:
боже, хохочет, какая святая
наивность! чего захотели! да у них
балетные тапочки - это така-ая проблема!
годами носят, сами себе мастерят, и лучший сапожник в стране - это,
конечно же, балерина... И тут, что-то
вспомнив, она захлебнулась на этом слове,
оборвала свой смех и крикнула:
- Есть такой человек! Розитта!...
И сейчас же звонит Розитте,
трещит, умоляет выручить, я пытаюсь что-то там возразить, но она бесшабашно машет в меня рукой: оставь
свои церемонии! И уже оказалось, выручит нас Розитта, только надо номер ноги сказать. И моя
балерина, телефонную трубку прикрыв
ладонью, вопросительно-ярко глянула на меня, и такая лихая беспечность играла
в её лице, будто в эту секунду вернулась
к нам щедрая наша юность, для которой не было ничего невозможного, и я
рассмеялась, и сказала номер ноги.
Я номер сказала, но до свадьбы было два дня, и я ничего уже не
ждала. А вышло: зря не ждала. Розитта
сделала тапочки. Да какие там тапочки! Это было такое чудо, такой ажур и
сверкание белизны, что вся свадьба -
одев очки - изучала её искусство и в конце концов решила, что тапочки сделала заграница, а заграница во всём
заграница, и такую вещь отольёт, что и во сне не приснится. А дочка моя - невеста - в этих тапочках вроде
даже не танцевала, порхала, будто были они волшебные.
А меня что-то грызло.
Отшумела свадебная горячка, и я ужаснулась своей беспардонности: только подумать! народная артистка, само совершенство, а я влезла с
какими-то тапками! Меня мучила грубость
поступка и тянуло не то извиниться, не то оправдаться. И вот купила самый что ни
на есть шикарный букет, помчалась к
Розитте, она открыла, я протянула цветы, что-то запричитала, но она
- голос тихий как обесцвеченный - возразила,
что нечего было мне беспокоиться, у неё всё равно бессонница и рада была
поработать. Услыхав про такие
радости, я подумала, она шутит и
рассмеялась. Но она, не поняв мой смех,
глянула удивлённо. И вдруг прямо перед собой - как-то резко, будто впритык -
вижу её глаза, вижу такую измученность,
что дурацкий мой смех оборвался, и цветы опустились...
Вот так мы и познакомились.
В тот вечер Розитта меня
пригласила, просидели до петухов,
перебрали всю её жизнь, рассказала она о маме,
о муже, о дочке, о театре... И я узнала, что королева гармонии в нашей
стране живёт, как миллионы из нас: на износ и разрыв. А острее всего вот в эту минуту мучит её не развалившийся семейный - театральный роман.
Мучит то, что как бы ещё до рождения она
искала театр и, жертвуя всем, танцевала, и танец был не просто профессия или
работа, а молитва, планида, опора её
души, но вот грянуло время пенсии - век балерины короткий - и будто злобная
сила отторгает её от танца.
Она сказала, что всё началось
буквально с первого пенсионного дня. Она оформила пенсию, зашла к руководству,
спросила:
- Я театру нужна?
В душе она понимала: танцовщица её ранга и мастерства театру - как
воздух - нужна. Тем более руководством был её бывший партнёр и тоже, наверное,
это знал. Но он - бесцветно и пусто - глянул мимо неё, ответил:
- Нет.
Она человек самолюбивый,
вспыхнула, р-развернулась на высоченных
своих каблуках и ушла: не нужна, и - не надо!
А тут как раз звонят из Москвы, как раз ищут её - её и только её! - на курсы балетмейстеров,
и -слава богу, что она не у дел!- радуется Москва - и
пусть проворней влетает в свои каблуки и бежит в министерство культуры, и
оформляет нужные документы: простая
формальность, курсы ждут её не дождутся! И она побежала. И снова воткнулась в
невероятное: в родном министерстве её - народную артистку, облепленную
наградами - просто не знали! Она – представляю, эту высокую голову, этот холодный взгляд,
эту гордую позу, эту раздражающую
независимость - она спросила, какие нужны документы, а инспектор уставился мимо неё и что-то
внутри его закипело: пришла ,мол,
расселась, закинула ногу на ногу...
И наконец он пожал плечами и не без яда спросил: "А
кто вы такая, чтоб именно вас мы
посылали в Москву?"... Это
её ударило наповал. Но она опять показала характер, развернулась на каблуках, и
не менее ядовито пообещала:
- Хорошо, я завтра зайду.
На завтра явилась и высыпала перед изумлённым инспектором целую гору
дипломов, грамот, наград...
А сама говорит:
- Между прочим, вы сами мне это
давали, я не просила. Я думала, в
министерстве знают, кому и за что дают.
Ну и конечно, уела: заулыбались,
защебетали, обещали тут же всё сделать,
послать и... всё равно не послали.
Ей потом передали, что сам заместитель министра, кстати сказать, по
профессии лесовод, со смехом спросил:
- А что это за народная, если ей
надо учиться?...
И всё министерство подобострастно хихикнуло и не нашлось человека хотя
бы пискнуть в ответ, что балетмейстер - это уже другая профессия, и кому, как не
ей - мастеру танца – попробовать свою силу в ней.
Словом, окончательно развернулась
на своих каблуках, пошла туда, куда
звали: в ЖОК. И вроде всё хорошо: престижный ансамбль, интересно работать.
Плохо одно: сердце проклятое ноет и тянет в нищий и непристижный театр.
.jpg)
Но именно здесь её подстерёг самый коварный удар: какое-то полное несовпадение её внутреннего
закона и закона сегодняшней жизни. Если
она всегда понимала, что главное для человека - сделаться мастером, а всё остальное - бог с ним! - приложится.
То сегодня люди ценят как раз остальное: зарплата, квартира, улыбка
нужного человека, а вот потеть у станка, шлифовать каждый жест - вот это
приложится, и бог с ним! В результате
сегодня в классах такая работа, что, если солистка тянет носок - на руку лучше
уже не смотреть: тряпка, а не рука! И от стыда за такую работу Розитта
опускает глаза, и работа - радость всей
её жизни - сделалась унижением, и нет уже силы, да и смысла, тянуть эту лямку!
И видно, так допекла Розитту эта тряпка-рука, что
несколько раз за вечер она вскакивала со стула,
показывала, как это выглядит:
вялое тело, дряблые руки, пустые глаза... Она - актриса, показывала смешно, я хохотала. Но в её душе бушевала такая
боль, такая непримиримость со всей нашей
испошленной и униженной жизнью, что даже собака Смог - время же позднее, он
спит, голову сунул в лапы - но даже во сне чувствовал её боль, и приподымет
голову, сонным сердитым глазом воткнётся Розитте в лицо, будто хочет спросить: "Что это вдруг с тобой?!" А она
усмехнётся, рукой мазнёт его верную голову, успокоит:
- Спи, спи... мы с тобой выцарапаемся...
Меня она удивила и поразила.
Конечно, меня удивила не сама её жизнь и не это наше полное равнодушие к
талантливому человеку. Меня удивила
непримиримость Розитты, та ярость, с которой она никак не могла согласиться с
законами нашей жизни. И слушая её
повесть, я поминутно спрашивала себя:
"Да о чём она говорит?! Какое искусство?! Какие запросы души?! С какой
Луны она к нам свалилась?! Да такая трагедия наша жизнь, такое вокруг
невежество, лень и апатия... И разве ей,
беззащитной, чувствительной женщине - у
неё же от грубого слова сами собой на глаза выступают слёзы - разве ей тягаться
с этой тотальной разрухой, глухотой и невежеством?! И зачем она зря травит душу
да ещё обещает Смогу: никуда им не выцарапаться из этой петли..."
Так думала я в этот вечер и жалела Розитту.
Но оказалось, ошиблась: не из тех Розитта, которых жалеют.
Время бежит, как-то вхожу во
двор, и прямо мне в ноги со всей своей
радостью вкатился Смог! Не собака - чистое дружелюбие. Я наклонилась погладить, а он убегает,
я за ним, он от меня, катимся, лаем, визжим, и на всех парах так и врезались - прямо в Розитту!
Она шла нам навстречу и - улыбалась.
Было лето, яростно пахло липой,
и Розитта - тоненькая, с сияющими
глазами, в фантастическом комбинезоне - казалось, не шла, а плыла в этих душистых запахах, и весь её вид дышал такой красотой и
свободой, будто она не земная женщина, а
таинственная инопланетянка.
Я так и воззрилась: что это с вами?!
Она рассыпчато рассмеялась, пальцем по воздуху написала:
" У-во-ли-лась!"
-Как уволилась?!!...
И тут же мы бурно заговорили в два голоса: как уволилась?! А вот так! Убежала! Окончательно и
бес-по-во-рот-но! развернулась на своих каблуках, кончила пытку дурной
работой, плюнула на балет! Теперь она -
вольная птица: выспалась, за всю свою
жизнь, подлечила болячки, сшила вот этот
костюм...
И демонстрируя всю его несокрушимую элегантность, она крутнулась вокруг себя, и, радуясь за
неё, взвизгнул и прыгнул Смог, и я завопила:
-Как сшила?!
Сама?!...
Розитта остановилась, глянула снисходительными глазами, и - не удостоила
отвечать!
И только потом-потом я поняла всю глупость своего вопроса.
Потом открылось, что это не женщина - клад, величайшая умница и
мастерица. Она и сошьёт, и свяжет, и закрутит хитрый салат, и из воздуха
испечёт душистую булочку, и гвоздь забьёт, и вставит стекло, и рубанком
подправит дверь... Для неё - в земной нашей жизни - невозможного нет.
Например за границей, в витрине модного
магазина, она увидела изощрённой вязки костюм. Весь театр увидел его и – падкий
на всё красивое - глядя на этот костюм,
только облизывался да стонал от безумного восхищения. А она постояла перед витриной – и день, и
два, и четыре - прикинула, пересчитала петли рисунка, и дома связала себе точно
такой же. Или другой случай: как-то зашла ко мне - не зашла, забежала, всегда
именно забежала, наша жизнь: дело летит на дело, свободного времени нет - она забежала, а дочка моя Любаша листает "Бурду",
восхищается блузкой. Розитта через плечо, на ходу, заглянула в журнал: чем она там
восхищается?, а через пару дней опять забежала и протянула готовую
блузку: сшила на глаз! И конечно
же, блузка на дочке, как влитая.
И мы немеем от восхищения:
ну, Розитта! Нет слов!
Но дело ещё и не в этом.
Дело в том, что любую работу она
сделает как бы играючи. В ней такая сила творить, такой запас сочинять, её так и крутит придумать и сделать нечто
такое этакое особенное! И чем дольше знаешь её, тем сильней она удивляет: вся
страна - огромная и богатая – живёт будто в параличе, бездействует, ноет, стонет, ждёт
спасения от щедрот заграницы, а эта - хрупкая, без малейшей поддержки - женщина ни от кого
ничего не ждёт, и во всём надеется - на одну себя!
Больше того:
прошло всего ничего после нашего с ней знакомства, а Розитта: то подсказала дешёвый рецепт, то поучила внука танцам, а он заболел - тут же несёт и дарит лечение:
цветок коланхоэ, то купила билеты в
театр, то мне ехать на встречу с бывшими
однокурсниками - закатила моднейший костюм...
И конечно, дело не в том, что
выручила. Если правду сказать, костюм оказался слишком шикарным, такие мне
некуда надевать, и я его просто оставила дома, но душа моя разрывалась от
благодарности ей. И от восторга:
только подумать, в наше алчное время,
когда корысть так и рыщет глазищами,
как бы с тебя хоть что-то содрать, встретиться с женщиной, которая - для себя?
- ничего никогда не попросит, ничего ей
от вас не надо, в ней такая распахнутость сердца, что она умеет только одно: одарять! Но одарит
не как подаянием. Такое в ней
бескорыстие, такое выстраданное знание жизни, что она без слов понимает любую
житейскую ситуацию и сделает одолжение так тонко и деликатно, что я сама не
заметила, как очень скоро она стала палочкой-выручалочкой нашего дома, его самым прекрасным праздником. И
когда, бывало, слышим, что скрипнул
лифт, а шагов не слыхать, мы вмиг
понимали, что это идёт Розитта, так
беззвучно ходит только она одна, и мы
кучей - я, внук, дочка, собака - бросаемся открывать, и Розитта ещё летит своим
лёгким шагом по коридору, а мы уже
распахнули дверь, кричим здрасте!, смеёмся, лаем... Ну прямо, будто на самом деле волшебница, по которой истосковалась душа: и моя, и
внука, и дочки, и даже собаки.
Но и это ещё не всё.
Это было тяжёлое лето всей нашей
жизни, когда после первых бурных надежд на перестройку, жизнь не улучшилась а
влетела в новый тупик, и в сердцах людей закипело отчаянье, и взорвались
обиды, и стали искаться враги, и мы -
вчера единый народ - вдруг разделились на своих и чужих, на коренных и
некоренных. И вот уже найден враг и виновник всех бед, и разъярённые митинги
бушуют под нашим окном, и разъярённые люди
орут: "Русские -
свиньи!", "Оккупанты - вон из
Молдовы!". И я понимаю, что и
свиньи, и оккупанты - это я и моя семья. И всё,
что держало меня в этой жизни - рухнуло,
и нет защиты от этой новой беды. И бывало, задвину к чертям работу - кому нужна моя писанина о
человеческом в человеке, если вокруг
земля дымится от ненависти? - и вот
смелю кофе, пойду к Розитте, и мы с ней на кухне, за столиком, сядем одна
напротив другой, тут же уляжется Смог - это верный дружок, он свою дорогую хозяйку на миг не оставит -
Розитта шьёт или вяжет, а я праздно подпёрла щеку ладонью, слежу за её руками, и сам собой начинается
разговор...
Говорила она.
И что особенно дорого, говорила не о политике - что тут переливать из
пустого в порожнее? - не о пустых магазинах - о них тошнит уже говорить - не
сплетничала о общих знакомых. Как-то естественно разговор начинался о том, чем
дышала её душа: о родительском доме, о
маме - такая смешная-смешная маленькая трудяжка - о том, какими крупными и блискучими были звёзды во
времена нашего детства, о том, как всю жизнь ждёт отца, пропавшего без вести... Чаще всего говорила
об этом: отец и война. Эта война под
завязку Розитте насыпала всякого горя. Но она вспоминала не горе. Она
удивлялась, какой вкусной была
кукурузная каша из самодельной крупы...
А ещё удивлялась: война, смерть, горе на горе, эти крики над похоронками так и
остались звучать в ушах, а народ выручал
друг друга последним, и столько было людского!
и как потом ни крутила её судьба,
но это людское в себе предать - уже невозможно
И вот пока она говорила, тихо и
безыскусственно, будто думала
вслух, а руки работали, а машинка журчала, а из
поясов давно изношенных платьев шился сверхмодный костюм, а из духовки текли какие-то вкусные запахи, и всё вокруг пахло домом и
вечностью. И волновало меня. И я начинала думать, что да, наверное, можно до бесконечности и крушить, и ломать
нашу жизнь во имя новейших идей, но вот
эта потребность человека в людском - это такое же вечное, как и звёзды над
головой нашего вечного детства и нет силы, способной её извести.
Вот так получалось, что, слушая эту женщину, я начинала верить, что ненависть нашей
сегодняшней жизни перекипит, и все мы - коренные, некоренные - вернёмся к
людскому закону, и стыдно мне сомневаться в этом. И я бегом допивала кофе,
летела домой, доставала свою писанину - о человеческом в человеке - и вот
опять: жизнь рушится, закипает новейшая злоба,
а я всё равно пишу, тревожа в
себе и в других тоску о людском.
В это лето к нам на гастроли приехал немецкий балет.
Розитта накупила билетов на всех друзей, мы пошли, и она - изящная, вся светясь изнутри, как
старинная статуэтка тончайшей работы, кажется, пальцем тронь её, и
она зазвучит чистым хрустальным звоном - она весь спектакль просидела беззвучно
и потрясённо, мы слова с ней не сказали,
только дышим да иногда посмотрим одна на другую ярко и немо, а после спектакля ей так хотелось продлить
эту сладкую боль впечатлений, что она
позвала меня к себе. Мы поднялись. Но
так как она без работы не может, то
взяла недошитый тапок, нитки и инструмент - специальные плоскогубцы с высоким
зубом - и вот сидим на полу, она шьёт,
плоскогубцы цокают зубом, а я праздно
упёрлась спиной в стену, и мы тихими голосами - чтоб в душе ничего не вспугнуть - говорим о балете.

Но вот кончилось волшебство.
Розитта снова садится на пол, берёт в руки тапок, нитки и инструмент. И
снова передо мной обыкновенная женщина:
тапочки шьёт, мелькает в воздухе жёлтая нитка, цокает зуб...
И так за вечер несколько раз: то
встала, то села, то волшебница, то никто.
И я за ней: то парю в небесах, то опускаюсь на землю.
И в этих парениях и
опусканиях как бы складываю и раскладываю жизнь Розитты и начинаю думать, что предо мной развернулась не просто судьба
одной женщины, а какая-то смертная
схватка таланта и жизни. И конечно, не
зря она ещё до рождения ощущала себя волшебницей. Природа действительно создала её для высокого волшебства. А наша житуха смеётся над ней и ломает, и
гонит из тупика в тупик, и уже лишила профессии - радость всей её жизни -
заколотила в одиночество дома, но и в доме разве спасёшься от жизни? И всё чаще
Розитта расскажет то одну историйку, то другую, то о слесаре, то о зубном
враче, то о мастере по ремонту машинок,
люди разные, но историйки все на одно
лицо: обращаешься вроде к специалисту, платишь за всё вперед и по самой высокой
цене, а попадаешь к ворюге, хаму,
наглому рылу, которое обберёт тебя так цинично, что сама себе станешь
противной. Она женщина гордая, расскажет посмеиваясь. Но я же вижу, как уедает
её наше раздутое хамство и как уже истончилась в ней дерзкая сила сопротивления
и даже лицо вроде стиснулось, губы сжались, и боль в глазах задубела... и даже
трудно представить, что сделает с ней
наша всесильная безысходность и кто тогда на этой земле будет мне говорить о
людском, и за кого я буду цепляться, падая в яму отчаянья, и от кого услышу спасительные слова: "Ничего, ничего, мы с тобой
выцарапаемся..."
Ну, а время идёт.
И уже распускается новое лето, и нас разорвало одну от другой. То
Розитта помчалась куда-то к родне. То я
на даче нянчила внука.
Осенью возвращаюсь домой, а вокруг
какая-то пустота: все уезжают. Уезжают друзья, уезжают друзья друзей, уезжают
знакомые и соседи. Телефон неделями не
звонит. Розитта тоже что-то долго не объявляется. И как-то тоскливо и пусто - и
в доме, и на душе - без лёгких её
шагов, сюрпризов, тихого голоса и разговоров о вечном.
И вот однажды уже не стерпела,
стала звонить, искать её дочку, она нашлась, удивилась:
- А вы разве не знали?... Уехала мама. Нашла какое-то
"райское" место: лес, речка,
трава под ногой, убогий совхоз, говорит, молодёжь убежала, коров некому
подоить, пошла работать дояркой...
И она рассмеялась. И на этих словах о спасенье коров закончился наш
разговор.
Закончилась и история о Розитте.
А время идёт, жизнь продолжается. Крикливое чванство разрывает страну на
куски, воспаляет злобой людские сердца, всё туже кольцо безысходности вокруг
рабочего человека, и даже не знаю, есть ли конец у этого горя.
И часто-часто ночами, застряв у
окна один на один со своей бессонницей и цветком коланхоэ,
подаренным нам Розиттой, смотрю
во тьму за окном и сама не знаю, кому говорю:
"Родина моя горькая, да с
кем же останешься ты и чем будешь жить и держаться, если уже высокой пробы волшебница - как
слепая - бежит в какой-то последний загон, где только и есть живого, что трава
под ногой да рёв голодных коров..."
Лидия Латьева
из книги "Облак белый", 1990 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий