Есть повсеместно обычай славный:
Приходят свадьбы к огню бессмертья,
Жених с невестой кладут на камни цветы любви...
И мы с тобой сюда пришли:
«Огонь святой – благослови!»
Мне дорог свет огня и вечный миг молчанья,
В сердце у меня живёт его сиянье.
Пусть любовь моя всегда достойной будет тех минут...
(любимая песня Галины Васильевны)
Об этой семейной истории я услыхала случайно.
Просто как-то в тёплой компании одна симпатичная женщина
не то, чтобы жалилась, а невольно вздохнула о своих семейных печалях: её сын
разошелся с женой, а невестка забрала ребёнка и запретила отцу и бабушке
видеться с ним. А ребёнок вырос под крылышком бабушки, привык и любит её, и вот
вырвет момент, бабушке позвонит украдкой, и иногда ничего не успеет сказать, а
только быстро-быстро шепнёт: «Бабуля, я тебе очень и очень люблю!» И – бросит
трубку. Как вор. А бабуля после такого звонка – больная. И плачет, и не может
уснуть, и рвёт свое бедное сердце одним и тем же вопросом: «Ну неужели невестке
легче от того, что и ей, и ребёнку – плохо?..»
Ну и конечно,
слово за словом, и казалось, все мы
знаем такие истории: разойдутся муж и жена, у каждого своя правда, характер,
права, своя душевная культура – или скорей бескультурье – и вот начинают
дёргать ребёнка каждый к себе и в такой, бывает, войдут азарт, что ой-ой-ой!
какая ненависть задымится вокруг дитяти
и в какие превращаются рожи ещё вчера
прекрасные личики мамы-папы-бабушки-дедушки. И естественно уже никакая
статистика не подсчитает, каким душевным надломом рассчитывается бедный ребёнок
за безумие взрослых.
Больная тема нашей семейной жизни – культура развода. И
только тронешь её, как тут же сам собой и возникнет вопрос: да неужели
действительно разводиться можно только врагами?
И вот тут – в самом пылу разговора – одна женщина
неожиданно говорит: «А я знаю совсем другую историю: муж с женой разошлись, но
сохранили добрые отношения, и у их сына есть и мама, и папа и бабушки с
дедушками. И никто ни в кого не плюёт».
Скажу откровенно – чтоб никто ни в кого не плевал – я
таких случаев не встречала. И с этой минуты прямо прилипла к женщине:
познакомьте да познакомьте, и, видно, так надоела, что она наконец познакомила.
Был зимний холодный
день - слякоть, снег, ветер. На улице Сальвадора Альенде, куда позвал меня
адрес, ни одного фонаря. И я, покружив в темноте, в конце концов набрела на
искомую девятиэтажку. И вот сижу, греюсь, пью горячий душистый кофе и
наслаждаюсь всем, что вижу вокруг: двухкомнатная квартира, уютно, чисто, в тонкой высокой вазе осенние жёлто-красные
листья… А красавица кошка Мурка – с зелёными египетскими глазами – убегает от
своего малыша Будулайчика, а он, растяпа - и вот же имечко нашлось подходящее –
Будулайчик – он безнадёжно ищет её, так и мелькают его потерянные глаза то под
столом, то в прихожей, то на стуле, но Мурка – мамаша ещё называется! –
спряталась на окне за штору и следит за ним настороженным глазом.
Хозяйка дома Галина Васильевна разговаривает со мной,
угощает этим прекрасным кофе, но глазами тоже следит за кошкой, и вдруг, уже не
стерпев её коварства, срывается с кресла – «Ах ты бесстыдница! – удирать от
дитяти?! – гневно срамит она Мурку, и, подхватив бесприютного Будулайчика,
прижимает к себе, целует и, нежно зажав в ладонях, протягивает в мою сторону:
«Вы только гляньте на это чудо! Такого чуда я в жизни своей не видела!»
Я и смотрю. То на котёнка, то на неё. И он – чудо:
смешной, нахохленный, весь в растопырку, как воробей. Но и она – тоже чудо.
Такого я тоже не видела: худенькая-прехуденькая, как бледный тоненький
стебелёк, а волосы – светлый пушистый шар. Она похожа на одуванчик, и кажется,
дунь на неё, а оно и – рассыплется…
Но конечно, не дую.
Сидим, говорим о жизни. И я сразу заметила, что раньше
всего – раньше, чем о себе и даже раньше, чем о сыночке Сенечке – Галина
Васильевна стала рассказывать о своём отце. Так и буду слышать весь вечер:
папа, папка, папульчик, папуля… И рядом с ним как бы само собой возникнет то
вздох, то улыбка, то сияющий взгляд, то слеза. И хоть папы нет уже на земле, но
думаю, эту семью не понять, если не знать о папе.
Папа - Василий
Степанович Махортиков – родился в Сибири. Вырос в детдоме, хорошо попил из
горькой чаши сиротства и кажется, запросто мог или сломаться, или озлобиться,
но он оказался из крепкого материала: не плакал, не ныл, не ворчал на судьбу,
не подсчитывал тумаки, а взял да и выстроил личную жизненную колею и смело
пошёл по ней, полагаясь на самого себя. Прежде всего он обучился многим дельным
профессиям. Был он и токарем, и
наладчиком, и слесарем, и
лекальщиком, и ваяльщиком, а ещё он был толковым рационализатором,
страстным шашистом и шахматистом – словом, был он редкий мастеровой, золотые
руки и светлая голова, и где бы он ни работал – цены ему не было. И характером
был он человеком неординарным: негромкий, несуетливый и такой основательный,
что ничего пустого – ни слова, ни человека
- терпеть не мог. И, видно, всем этим так привлекал самых разных людей,
что даже в сухой газетной статье – вот она у меня перед глазами – не сдержал
журналист души и признался, что рядом с таким человеком и сам становишься выше.
Так выглядел папа со стороны, глазами людей. А глазами
родных – жены Юлии Михайловны и дочерей Гали и Иры – он выглядел ещё лучше.
И Галина
Васильевна – как бы смеясь над теорией, вроде выверенной жизнью, будто
детдомовцы растут неисправимыми эгоистами и разрушителями семьи – не раз и не
два повторит, что такого домашнего тёплого человека как папа сама природа не
каждый день создаёт.
Вот, например возьмём её дом – а родители жили в
Каменец-Подольском, сюда приезжали только гостить – но и в этой квартире, куда
глазом не поведи, все ремонты, обои, карнизы, лоджии, полки, шкафы, даже вот
эта маленькая скамеечка в резиновых наконечниках, как в кокетливых сапожках,
каждый гвоздь и крючок – всё в этом доме задумано, вбито, приклеено, встроено,
подвешено, отрегулировано, отшлифовано – золотыми руками отца. Больше того.
Смешно сказать, но все ложки, миски, кастрюли в первый же свой приезд – отец
пошёл в магазин, накупил, принёс, подарил. Такой человек: его никогда ни о чём
не надо было просить, не надо было давать никаких поручений, он сам понимал, в
чём нуждается дом, чтоб сделаться настоящим домом – удобным, уютным, желанным.
А ещё он ценил
хорошее, лёгкое настроение. И как бы там ни устал на работе – дверь открывал с
улыбкой, шуткой, приветливым словом. Поэтому
самый будничный день их семьи не знал ни усталости, ни раздражения, ни
громкого голоса, ни недовольного взгляда. А праздники – тоже благодаря отцу –
действительно были праздники. Он умел сочинять удивительные подарки. Например
прогулку по лесу. А однажды, восьмого марта, пригласил дорогих своих женщин в
путешествие по родному городу. И столько
он им рассказал интересного о какой-нибудь улице или доме или мосте, столько
открыл неожиданной красоты, что их родной Каменец-Подольск после этого дня из
затрапезного городишки превратился в удивительный город, с богатой историей и
культурой.
А еще-ещё: папа свёл её с музыкой.
Он и сам играл на нескольких инструментах: на баяне,
балалайке, гитаре, и парнем был музыкантом, без которого не проходили молодёжные гулянки. И конечно, своих дорогих
девчонок – Галю и Иру – он сам повёл в
музыкальную школу.
Старшую Галю привёл буквально, за ручку. Правда Галя его
подвела, заробела, и на экзамене не то чтобы спеть, а голову опустила,
воткнулась глазами в пол и рта не раскрыла. Но отец честное слово комиссии дал,
что она музыкальная девочка, что у неё -
исключительный слух. И такой он был уважаемый человек, что слову его
поверили, Галю зачислили в школу, и не ошиблись. Среди вороха фотокарточек я
выбираю вырезки из газет и журналов и на каждой любуюсь маленькой Галей: белый
передник, огромный бант, неземное, воздушное существо, в руке неизменная
скрипка, в лице недетская глубина. Не
ошиблись отец и школа: со второго класса Галя уже давала концерты, играла
сложную музыку, и восторженные рецензии пророчили ей блестящее будущее.
И
действительно скрипка стала её судьбой.
Позже она закончит знаменитую одесскую
школу Столярского, потом будет консерватория, оркестры Молдавии, с танцевальным ансамблем ЖОК она объездит
полмира, увидит редкие страны и диковинные чудеса, в знаменитых залах
знаменитых столиц остро-остро, прямо слёзы сами бежали из глаз, всеми
своими чуткими чувствами ощутит уникальность
своей земли и культуры. И не раз, и не два за время долгих наших с ней
разговоров, растянувшихся на целые годы, за всё самое лучшее в своей жизни – за
скрипку, за музыку, за прекрасных учителей, за дальние страны, за прекрасную
маму и любящую сестру, за этот ухоженный тёплый дом – она скажет спасибо –
отцу.
А чаще всего она будет рассказывать о его удивительной доброте. И за её
рассказами, улыбкой, слезой я увижу такого тонкого человека, о каких давненько
уже не слыхала. Он так любил жену и детей, так охранял их от грубости жизни,
так чувствовал их женскую хрупкость и уязвимость, что даже просто по имени ни
жену, ни девочек не называл. А называл смешными, ласковыми, самодельными
именами: мульчик, Галямчик, Иринчик… А
когда у Галины Васильевны родился сын Сеня, его называл – Енчик.
Словом, есть и такие люди.
Не одними гвоздями строил он
дом, строил собой – сердцем, душой, человечностью. Умел вслушаться и открыть не
только тончайший слух своей дочери, умел вслушаться в её душу. Умел самое
трудное – сегодня всеми нами как бы уже и забытое – разговаривать с женой или
дочкой. Бывало, приедет к Галине Васильевне – она прибежит с работы, увидит его
ботинки под вешалкой и взвоет от счастья, и повиснет на папиной шее, и обцелует
его всего, а он обцелует её, и в мгновенье из взрослой самостоятельной женщины
она превратится в ребёнка, а от папы исходит такая защита, что всё самое трудное и неразрешимое рассыпалось как
пыль, и она дождаться уже не могла минуты, когда. пообедав, отец возьмёт свои
сигареты, кивнёт в сторону ванной, предложит: «Пойдём подружимся?…» Был у них в
ванной такой специфический уголочек, исповедальное место, и Галина Васильевна
радостно схватит вот эту маленькую, им же сработанную скамеечку в резиновых
чёрных сапожках и чуть не вприпрыжку бежала следом. Они садились лицом к лицу, глазами в глаза и
тихо-тихо, только между собой, шептались за жизнь. И могли шептаться часами. И
она рассказывала отцу всё обо всём: и как живёт, и что думает, и что чувствует,
и кто обижает, и чему радуется, и какой камень лежит на душе. А он курил, слушал.
И ни разу она не увидела нетерпения или
скуки в его глазах. Ни разу не услыхала резкого слова или невнятного мямленья.
Он всё принимал близко к сердцу, всё понимал, и любую беду мог развести одним
единственным точным словом. И кто знает, но может вот в такие минуты и возникает между людьми
истинное родство – родство не просто по крови, а родство взглядов, чувств,
мыслей, духа, особый душевный слух,
которым и создаётся такая семья, как эта: дружная, бодрая, ласковая.
Таких
ласковых слов, как у них, не то чтобы в жизни, но даже и в книжках я не
встречала.
И это не просто слова, это особая нежность души, это
такая готовность тратиться друг для друга, будто они не разные люди, каждый сам
по себе, а один организм. Вот, например, мы с Галиной Васильевной проговорили ночь напролёт – а всего не расскажешь – и
мы решили встретиться снова и уже основательно посидеть, поговорить, посмотреть
семейный альбом… И тут неожиданно оказалось, что альбома как раз и нет. Есть
целая куча карточек, полный ящик письменного стола, но до альбома время ещё не
дошло. Но зато у мамочки Юлии Михайловны целая стопка альбомов, и Галина
Васильевна тут же, ночью, звонит в Каменец-Подольск, и, кажется, не успел
отключиться её телефон, как мамочка Юлия Михайловна уже здесь, в Кишинёве, уже
примчалась, уже привезла пять тяжеленных альбомов – и как только она дотащила
такой непосильный груз? – а с ними целый
ворох подарков, и для Сенечки, и для Галочки, и от неё и от Ирочки. А к слову сказать, все три женщины – редкие умницы, рукодельницы,
мастерицы, выдумщицы. Они и сошьют, и сварят, и испекут, и свяжут, и каждый раз
сочинят одна для другой что-то совсем небывалое, и, пока я восхищаюсь
подарками, то одним свитером, то другим, то третьим, Юлия Михайловна – просто
играючи – и дом перемыла, и ковры освежила, и расставила, как надо, цветы, и
наварила, и нажарила вкуснейших блюд, и накормила нас с Галиной Ивановной, а
прибежал из школы Сенечка, накормила и Сенечку, и научила есть из мисочки этого
неумёху Будулайчика, а бесстыжую Мурку пошлёпала тапочком по хвосту, за
распутство и чёрствость к собственному малышу. И всё вокруг как бы вмиг
оживилось, расцвело, засияло глазами и, кажется, стены дома и те расплылись
радостными улыбками, шепча счастливыми голосами: мамочка приехала!
И сама Галина Васильевна под крылышком мамочки на глазах
как бы сбросила годы и превратилась – в дитё. И вот сидит за кухонным столиком,
ноги поджала, медленно, наслаждаясь каждым движением, выбирает кости из рыбы,
лицо оживлённое, глаза вчера были серыми, бедными, грустными, теперь голубые, и
она, сияя глазами, нарадоваться не может, что мамочка уже здесь и что скоро
приедет ещё и Иринчик, и что светлей и
счастливей минуты, чем та, когда семья
собирается вместе, у неё не бывает. И конечно, едва сказала слово семья, как
разговор опять закружил вокруг папы: Галина Васильевна вспомнила, Юлия
Михайловна добавила, и теперь за каждым вроде мелким житейским случаем я папу
вижу уже гораздо сложней: не просто мудрый и добрый, не просто честно и бодро
проживающий каждый день, а – линия жизни, философия человечности, во всём
упорная верность своему пониманию
назначения человека.
И вот притащили альбомы на кухню, внимательно перебираем
карточки и неожиданно открываем, что внешне сёстры совсем не похожи: Галя –
светлая, Ира – тёмная, Галя худенькая как лоза, Ира – плотная, угловатая, в
папу, Галя любит варить, Ира – печь, Галя – шить, Ира – вязать, Галя –
скрипачка, Ира – музыковед. Кажется, разные как нарочно. Одно общее: обе не от
мира сего. Юлия Михайловна наконец освободилась от своих бесконечных домашних
дел, присела к столу, смотрела-смотрела то на карточку Гали, то на карточку
Иры, что-то вспомнила, рассмеялась: действительно обе не от мира сего. Как-то
даже учительница – «уж до чего эти бедные учителя романтики!» – но и та
удивилась: «И как вы воспитываете своих детей? Всё у них или розовое или
голубое, другого просто не знают!» Да, обе не от мира сего. Хотя во всём
остальном очень разные, и Ире – по мнению Юлии Михайловны – не хватает Галиного
благородства, а уж точно чего не хватает Гале, так это Ириной практичности. У
Гали всё – и карман, и дом, и душа – всё нараспашку. А значит, любой подходи,
бери, выгребай, ничего ей не жалко!
Она и ребёнком была такая. Как-то Юлия Михайловна купила
два килограмма «Белочек», были такие
конфеты, дорогие и вкусные. Купила, высыпала в вазу, пусть, думает, стоят на
виду, пусть дочке захочется, так и схватит одну. Приходит после работы, а ваза – пустая. Даже бумажечки нет
для запаха! Юлия Михайловна своим глазам не поверила: «Галочка, дочечка, а куда
ж они делись?» А дочечка и ручками развела: «Нет, мамочка, детки съели!» Юлия Михайловна растерялась: как это съели?
Ну угостить, ну по одной, ну, по две…Но там же два килограмма! А Галочка видит,
что мама расстроилась и с отчаяньем: «Мамочка! Они ж так хотели!…»
Юлия Михайловна рассказывает эту историю и смеётся,
карточка маленькой Гали дрожит в руке. Такой была она в детстве, такой и
осталась. Вот зайди в её дом любой человек, вот попроси он чего-нибудь –
деньги, красивую кофточку, магнитофон – всё отдаст тут же. Иногда и сама
наперёд забежит и предложит. И конечно, низкие люди не прочь нажиться на этом.
Как-то один негодяй… Вспомнив про негодяя, Юлия Михайловна спросила с
неожиданным интересом: «Галя, а как вообще он попал в твой дом?» Галя нежным
движением стёрла косточку с пальца: «Не знаю, пришёл с ребятами, я думала,
чей-то друг». Значит, пришёл с ребятами, она думала чей-то друг, а он выследил,
вычислил и доходы и характер хозяйки дома, и наутро примчался к ней и, убиваясь
над своей безвыходностью, попросил для
спасения жизни, на время, потом купит, отдаст – магнитофон, вещь тогда дорогую
и редкую Она, конечно, дала. А время
прошло, она стала разыскивать друга друзей, и он, нагло глядя ей прямо в глаза,
сказал, что никакого магнитофона не брал и не думал брать. И вот же характер у
этой Гали! Она же, столкнувшись с подлостью, не просто там плачет- переживает,
подлость – бьёт её наповал! Но время проходит, она перемучится, переплачет,
перепьёт ведро каких-то лекарств, тысячу раз себе слово даст, что подобное не
повторится, а новый несчастненький подвернётся, и всё происходит сначала:
верит, жалеет, последнее отдаёт. Прямо как в детстве с конфетами: они ж так
хотели!
Юлия Михайловна,
говоря о Гале то рассмеётся, то головой покачает, и даже понять не могу: она осуждает
или всё-таки одобряет дочкино великодушие. Наконец понимаю: не-ет, ей нравится
Галино благородство. Другое ей больно: время наше такое, великий соблазн эта
лёгкая жизнь, роняют люди себя ради выгоды, и доброта из достоинства как бы
стала уже изъяном, а добрый, доверчивый человек – дураком.
Но Галина Васильевна, слушая нас, решительно отодвинула
тарелочку с рыбой и несогласно мотнула
пушистым шаром волос: да о чём вы так сокрушаетесь?! Да разве можно так
рассуждать?! Да самое лучшее на земле, да всё, чем держится жизнь и сердце,
строится – добротой! Она смотрит на нас, в глазах несговорчивость, и, загибая пальцы, начинает
считать друзей, и какое имя ни назовёт – один лучше другого, и за каждого она
душу готова отдать, и они тоже не раз и не два выручали её. И я услыхала и про
Наташеньку Штефанец, и про Томочку Фатееву, и про Василия Гою, и про Мишу
Красникова, и столько хорошего услыхала, что ясней ясного поняла: друзья,
сердечность, доверие – это не просто даже опора
дома и сердца, это – отцовская линия доброты, философия жизни. И линию эту уже никакой негодяй разрушить не
может!
Её бывшего мужа зовут Сергей.
Вот он на карточке из альбома: высокий, глазастый,
элегантные белые брюки, в руке саксофон, не человек – сияние праздника. И
появился он в её жизни как праздник: училась в одесской консерватории,
молодость, музыка, прогулки у моря, подарки, любовь. И поженились они
романтично: в новогоднюю ночь. И Серёжа тоже добрый-предобрый, вечно, бывало,
притащит в дом то бездомную собачонку, то бездомную кошечку. Он притащит, а
Галя отхаживает. Сколько их было? То Рыжик, то Тобик, то Муха, то эта
прожорливая афганка… Но Галя своих трудов для собак не жалела: ей нравилась
доброта её мужа. И вся их жизнь ей нравилась тоже: работали вместе, в одном
ансамбле, и всё у них было вместе: и гастроли, и новые города, и новые
впечатления, и общий успех, и общие неудачи, вместе разучивали новые песни, и
песню – про вечный огонь верности и любви – полюбили всем сердцем, пели в два голоса, и песня в их исполнении
имела блестящий успех. И когда однажды
Галя – только на день! – уехала в другой город, она отослала Серёже – десять
открыток! А когда родился сынуля, она назвала его не именем папы, а именем
свёкра – Сенечкой. Потому что и свёкр Семён Афанасьевич, и свекровь Ольга
Андреевна тоже сделались для неё родными и дорогими людьми, и она понимала, что
и Сенечка, и её семья им тоже родные, и
это уже – навсегда, на всю жизнь, до конца.
Всё разрушилось неожиданно, быстро и резко.
Однажды у Гали случилась беда с ногой: какой-то странный
процесс, боль, бессонница, стоны, крики, беспомощные врачи, безвыходность и
отчаянье. И как раз в это время Серёжа встал перед ней, смотрит в глаза и
говорит: « Я полюбил другую, мне нужен развод».
Вот так, без всяких там фиглей-миглей, по-современному.
И она – тоже по-современному, она же помнила их
влюблённые клятвы никогда не держать друг друга долгом – она ничего ему не
сказала, своими руками разрезала гипс, и, еле-еле передвигаясь, добрела до
суда, разводиться. И – разошлись. Быстро, согласно, ничего не делили, не
выясняли, не упрекали. Даже судья растерялась. Но их решимость её поддержала, и
она развела. После суда муж пошёл наслаждаться новой любовью, а – она? Она
пошла в садик. За сыном.
Сегодня Галина Васильевна восхищается мужем: прямой,
порядочный человек, весь нараспашку, не стал как другие, врать, юлить, мучить;
отрезал, и – делай, как знаешь!
Но это сегодня.
А тогда она даже сама не знает, как выжила. У неё земля
пошла под ногами, Она потерялась так, что первое время после развода в дом
боялась войти и жила у Наташи. Первые годы – спать не могла. Она жить – не
могла! Жила как в тяжёлом сне: вот душит тебя кошмар, а ты не проснуться, не
убежать, не крикнуть. В висках, в голове, в душе стучало безостановочным стуком
одно только слово: муж, муж, муж…
Так что же такое муж?
До этого всё было ясно: вот он – папульчик, муж её
мамочки: верность, прочность, защита, и во всём такое родное, будто вы созданы
из одного материала и одного кровотока. Она думала, все такие. Она думала: вот
это и есть черта любого мужчины. И для любого: дом, жена, дети – это такое ж
его, как и рука, сердце, печень…
А оказалось, муж – это что-то другое.
Вот он любит,
смотрит тебе в глаза, поёт с тобой одну песню про вечный огонь верности и
любви. А однажды полюбит другую и ударит тебя под дых, и ты задохнёшься от боли
и ужаса, и уже на всю жизнь застрянет в тебе: пе-ре-сту-пил!!!
Но как жить, кем себя ощущать и держаться чем, если –
переступил?!
И как же мне хочется вот в этом месте сделать хоть маленькую паузу и ещё раз всмотреться в
лицо этой женщины и хоть что-то понять о ней. И вот смотрю, вижу: это не
женщина – тоненький стебелёк, одуванчик, из-под пышного шара волос не то
голубой, не то серый взгляд, и такая
скромность во всём, и даже будто ужатость, и даже эти глаза будто стесняются
быть голубыми и яркими и западают в
серый неброский цвет. Но откуда тогда её сила – всё пережить?
Она сказала, что спасла её доброта людей.
Мамочка Юлия Михайловна, услыхав про развод, взяла
отпуск, примчалась, мыла, стирала, пекла, кормила, накупила Галочке кучу
подарков – и пальто, и туфли, и сапоги, и всё, что глазами увидит, то и купит –
спустила все свои сбережения, и – чёрт с ними! – только б отвлечь, развлечь,
обрадовать, спасти свою девочку, свое
униженное – брошенное – дитё! И спасая, упрашивала об одном: «Галочка,
доченька, не думай о нём! Работай! Работа – любую боль перетрёт».
Да, её спасла
доброта.
Она, например, даже не знает, что подумали о разводе свёкр
и свекровь. Но она уже никогда не забудет, как в конце каждой недели, каждую
пятницу, возвращаясь после работы домой, она находила свой дом перемытым и
перечищенным от пола до потолка. Это Ольга Андреевна и Семён Афанасьевич всё
убрали, перетрусили, помыли, почистили, холодильник нагрузили едой, а от свёкра
всегда отдельный подарок – бутылочка домашнего вина, плотно, забитая бумажной,
надёжной пробкой. А на столе записка:
«Сенечку взяли к себе, не волнуйся, ждём в воскресенье к обеду».
Она сказала, что спаслась добротой. А потом долго-долго
молчала, вытерла набежавшие слёзы и повторила: «Спасла доброта».
Как-то встретилась с дирижёром Василием Гоей. Не встреча
– сама случайность, просто столкнулись на улице, задал ей дежурный вопрос: как,
мол, живёшь? А сам он – чуткий, тонкий, замечательный музыкант. А человек во
всём человек, и он сразу почувствовал всю глубину её горя и предложил: «Идём в
ЖОК! Поездки, нагрузка страшнейшая, некогда будет страдать!»
Она заметалась: как в ЖОК?! Какие поездки? А –
Се-неч-ка?! Но мама – вот, кто у них самый решительный человек – мама вмешалась
и спокойно, смело сказала: «Иди! Сенечку заберём к себе, хуже не будет».
И она пошла в ЖОК.
И жизнь её
завертела: одна программа, вторая, третья, гастроли, поездки, гостиницы,
переезды, концерты… нагрузка страшнейшая. Бывало, концерт закончится поздней
ночью, а в четыре утра уже снова: подъём, чемоданы, дорога, вокзалы, километры
пути, чужая страна, лица чужие, чужая речь, а впереди – новый концерт, И играть
надо, как надо. И выглядеть надо, как надо. Каждой клеточкой понимала: не себя
представляешь – страну, её достоинство, выдержку и культуру.
Жизнь завертела.
Как-то в Никарагуа их повезли на вулкан Самосы. В этот
вулкан диктатор Самоса сбрасывал детей своих врагов. Галина Васильевна ехать
боялась, ждала увидеть что-то ужасное. А увидела редкую красоту: чёрный – как
чёрный панбархат в театре – кратер, а по нему
гнездятся цветные птицы: красные, жёлтые, синие, зелёные… летают,
выводят птенцов, щебечут. Её буквально пронзило, что над кратером смерти –
цвела и шумела жизнь. Она глазами
увидела, как это рядом: чёрное-белое, зло-добро, живая сила созидания -
мёртвая разрушения, вечная жизненная борьба. И видно, хочешь или не хочешь,
можешь или не можешь, но в этой борьбе любому из нас приходится выбрать – своё.
Она выбрала – дом.
Она всегда была человеком домашним. И теперь тосковала о
доме. Бывало, доберётся после концерта
до гостиницы, ночь, усталость уже запредельная, на сон иногда отпущены крохи,
но ей всё равно не спится. Достанет карточку Сенечки – вот она эта карточка,
с которой Галина Васильевна не
расставалась: черноволосый глазастый мальчик углублённо катает какую-то редкую супермашину. Она поставит
карточку перед собой, и все слова, всё
самое-самое нежное, что дома шептала ему на ушко, перешепчет вот этой карточке:
дорогой, единственный, ненаглядный, любимый, радость моя, мальчишечка, Сенчик,
Сёмушка, Сенемушка, Сюшка, Енчик…
А утром опять: чемоданы, вокзалы, дорога, чужая речь и
лица чужие.
Однажды поезд их задержался, сидят на вокзале, чужой
иноземный город, предрассветная тьма, утренняя прохлада и сырость, гнетущее
одиночество… И вдруг видит в доме напротив, в окошке, зажёгся негромкий,
приглушенный свет. И она всей душой ощутила: дом, тепло, сонное дыхание
ребёнка… И её захлестнула та-акая тоска! Она ужаснулась сама себе: «Боже! Зачем
я здесь? Кого я убила, чтоб скитаться по белому свету, будто бездомная? И как
они там, без меня?..» Наверное, вот в такие минуты человек узнаёт самого себя.
Она тоже узнала, что как ни прекрасен мир, как ни тянет взглянуть на него, но
жить она может – только дома!
А они ничего, они жили.
Юлия Михайловна увезла Сенечку в Каменец, жил у дедушки с
бабушкой, ходил в садик. Рано-утром, нет ещё и шести, бабушка Юля будит его-
душа разрыалась так рано будить, но деться им некуда, ей идти на работу – и вот
будит, булькотит ему всякие ласковые слова, шутки и прибаутки, про
кота-воркота. А потом умылись, оделись, идут и громко, бодрыми голосами поют:
«Смело, товарищи, в ногу…» Жили, куда они денутся? И всё, что им выпало
пережить – болезни, тревогу, разлуку с мамой – всё пережили, как умеют они:
смело и – в ногу! А если сердце уже
начинало сдаваться, пили пустырник. Бабушка Юля выпьет, как врач прописал. А
Сенечка с ней за компанию – три капли на полстакана воды.
Жили, жили…
И мальчик рос неплохой: красивый, ухоженный, аккуратный. И
такой воспитанный-превоспитанный, такой невиданно вежливый, что соседи диву
давались: прямо после каждого слова из него само вылетает то спасибо, то
пожалуйста.
А ещё: к ним приезжал Серёжа.
Приезжал к сыну. Увидеть, пройтись с ним за ручку,
поговорить…
Правда первое время всем было как-то не по себе. То ли
Серёжа видел и понимал их горе, то ли ела его вина перед ними, но первое время
он даже пытался что-то им объяснить, про себя, про Галю, развод. Но разговора
не получалось! Василий Степанович вообще каменел при виде бывшего зятя. А Юлия
Михайловна как-то сказала ему: «Мы, Серёжа,
вас не женили и не разводили, и говорить об этом не надо». Не могли они
говорить об этом! Им так больно было за Галю, так больно и так обидно, что даже
словом они боялись притронуться к этой боли. Даже между собой молчали. Только и
было: то он вздохнёт, то она… Ну, а Серёжу встречали, как в доме встречают
гостя: налепят пельмени, накроют стол. И никогда, ни разу Сенечка ни от
бабушки, ни от тёти Иры, ни тем более от дедушки не услыхал о папе плохого
слова. И папа для Сенечки – уже навсегда – так и остался жданный-прежданный,
как праздник.
Сегодня Сенечка уже восьмиклассник. Высокий, тонкий,
глазастый. Лицом – вылитый папа. А внутренней сутью – из этой семьи. Он и в
доме помощник: уберёт, сбегает в магазин, толково купит продукты, а сдачу –
пусть это даже семь копеек – протянет маме или сунет в её кошелек, кошелёк всегда
на виду, в прихожей. Он уже любит
помастерить, и вот этот красивый подсвечник из дерева выпилил сам, маме в
подарок. Он уже и себя обслужит: и пуговицу пришьёт, и сочинит какую-то модную
майку, и приготовит еду. А если увидит, что мама не в настроении – наденет её
передник, закатит пирог, и они сядут у этого пирога, и так хорошо, так от души
наговорятся! Как две подружки. И он ей расскажет про все свои школьные
заморочки, а она ему про свои. И он – в какой уже раз! – удивится, какая она не
такая: всё в ней какое-то тонкое, хрупкое, нежное, так и хочется её пожалеть,
приласкать, порадовать.
Как-то и я с ним
разговорилась: о доме, маме, папе, о нём самом. И Сенечка – с чудной невольной
полуулыбкой – скажет, что в маме ему по душе её трудолюбие, преданность,
доброта. С мамой он связан детством, и если они не видятся целый день, то
вечером он её ждет и скучает, а когда она заходит в парадное, он узнает стук её
каблучков, бежит открывать и сразу чувствует, в каком она настроении и что ему
надо сделать, чтоб ей стало легче. Папа, конечно, другой человек. Но тоже
трудолюбивый, любит книги, охоту, природу. Он и Сенечку берёт на охоту, и
ему эти вылазки с папой нравятся. Ему
вообще хотелось бы всё хорошее мамино и хорошее папино соединить в себе, но это
пока не очень-то получается: часто что-то как бы ломается у него внутри, и он
просто не в силах быть таким, каким ему хочется…
Он сидит на полу и, смущаясь нашего разговора, играет с
этим смешным Будулайчиком. Один ребёнок, другой котёнок, но оба похожи, как похожи
все дети, не растерявшие свою детскую чистоту. А я смотрю на него и думаю, что,
конечно, совсем неизвестно, какие люди вырастут из наших детей и как именно в
его душе совместятся мамина школа жизни и папина. Но я вижу его улыбку, его
распахнутые глаза и думаю, какое же счастье для этого мальчика, что мама и папа
не дали воли мстительности и эгоизму, не делили и не рвали его на части, и он
не услышал ни склок, ни язвительных слов, ни низких разоблачений, не
увидел искорёженных злобой лиц, словом,
всего того, что разрушает душу ребёнка и отвращает от взрослых. Вокруг него –
доброжелательность и человечность, и сам он раскрыт для добра.
И, может, на этих словах и на этих ясных ребячьих глазах
да ещё на мысли, что разводиться можно и так – по-людски – может, на этом и
надо закончить эту историю.
Но меня тянет закончить её другим.
Как-то мы с Галиной Васильевной засиделись. Засиделись,
заговорились, трудно же оторваться от хорошего человека. И вот пьём бесконечный
пахучий кофе, она с одной стороны журнального столика, я с другой, а на столе
куча карточек, они по-прежнему у неё вразброс, до альбома ещё не дошло. И наш
разговор тоже идёт вразброс: о жизни, о людях, о сегодняшнем дне – какой же он
непростой этот сегодняшний день! – о самом тяжком в женской судьбе:
одиночестве. И вот тут она вдруг призналась, что когда они разводились, Серёжа
сказал: «Ты жена не для праздников, ты – для будней, а это, мол, скучно». И
часто-часто потом – она же, вроде, всё пережила и всё простила ему – но вот эти
слова вспомнит и – плачет. И, может, они виноваты, что все эти годы она как бы
невольно сравнивает его жизнь и свою, его праздники и свои будни.
Конечно, конечно,
она понимает и признаёт, что жизнь без праздников – это не жизнь. И у мужа,
конечно, праздников было побольше: свободен, любил, страдал, менял… Он и сам
остался, как праздник и, бывает, влетит в её дом Сенечку навестить, и весь дом
встаёт на дыбы: шум, суета, разговоры, блеск глаз, голос звенит сразу по всем
закуткам! А её жизнь – это действительно будни: ну дом, ну работа, ну, конечно,
друзья, ну приедут мама с Ириной, ну заглянет свекровь. Хорошая она женщина,
недавно пришла, целый день просидела, насмотрелись они одна на другую,
навспоминались, поплакали от души, хорошая
женщина, о ней говорить – полжизни не хватит. И всё-таки это – будни!..
Но вот как-то недавно сын приходит из школы, глаза усталые, лицо осунулось –
что мы знаем о наших детях? – растёт человек, а всё вокруг как бы против него,
и каждый день что-то случается. И вот он остановился в дверях, обвёл комнату
медленным трудным взглядом и вдруг говорит: «Как хорошо, что у нас такой дом,
да мама?..»
Вот это и был её
праздник, минута счастья за годы будней. Но
за такую минуту она готова платить любой ценой, даже такой беспощадной
как одиночество.
Галина Васильевна сказала об одиночестве и заплакала, но
тут же и улыбнулась сквозь слёзы.
А я всей собой её
слушала. И слушая, ощущала, как под защитой её дома и её доброты безмятежно
спит в соседней комнате Сенечка, и шалопай Будулайчик тоже рухнул в кресло и
лапы откинул – так ему хорошо! И только хитрюга красотка Мурка так и трётся уже
у двери, так и ловит, бесстыжая, случай выскользнуть на свободу да и сбросить с
себя все эти тяготы материнства. Тоже, видно, любит не будни, а праздники.
.jpg)
А ещё подумала
так: а про верность чему мы начнём сочинять свои распрекрасные песни, если в
этой жизненной схватке не победит эта женщина: хрупкая-хрупкая, прямо вроде
даже не женщина – одуванчик.
Кажется, дунь на неё а оно и – рассыплется…
Лидия Латьева
из книги «Облак белый», 1987 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий