четверг, 17 марта 2016 г.

Книга, которая не потрясла мир

Кто я такой и зачем живу? В чём смысл моей жизни? И кто вообще придумал наш мир, и почему этот мир развивается именно так, а не иначе?..

Мудрецы говорят, что дети рождаются с  подобными вопросами.  Их  глубоко волнует тайна жизни и мироздания. Однако  годы делают своё дело, и человек,  повзрослев и заморочившись каждодневностью, забывает вопросы о смысле жизни, как и прочие глупости наивного детства.

Ну, а если не забывает?

И вот вам я, вроде солидная тётка, бросаясь из битвы в битву за самое примитивное выживание, по ночам, ощущая неутоляемый голод, грызу какие-то странные книги – то философы, то Библия,  то всевозможные толкователи Высшего мира, то новейшие научные откровения с их попыткой проникнуть за границы материального мира и понять, наконец, какая связь существует между нашим и Тем - загадочным, скрытым  миром – словом, пытаюсь всё же  найти ответ на тот детский вопрос, который так и застрял во мне, муча своей безответностью.

Больше того.

В нашем сегодняшнем дне, кода сама Природа – то наводнением, то пожаром,  то запахом близкой войны – гонит бедное человечество в пропасть, и оно бессильно разводит руками перед этим накатом ужаса, мой детский вопрос обретает такую неизъяснимую остроту, что вот, кажется, не найду на него ответ – значит, вся моя жизнь, все мои слёзы, бессонницы, книги, дети, удачи и поражения - всё  было зря. Потому что  неуправляемая Природа  в любую секунду готова поставить точку над  всей человеческой жизнью.

Но почему она это делает?

И чем мы, люди, не угодили ей?

В чём причина её растущей враждебности к человеку?

И я, не веря, что человечество не знает ответ на эти вопросы, бросаюсь в новые книги. Подозревая, что где-то есть, где-то закопана, спрятана за семью печатьями мудрость, раскусившая тайну мира и его таинственного Создателя. Я не верю, быть такого не может, чтоб на этом сверхдлинном пути своего существования человечество только и делало, что ело-пило да воевало, меняло формации и культуры, прогрессы и угасания, и опять ело-пило да воевало, ужесточая войны,  сметая цивилизации и культуры, возрождаясь и заново, с упоением  оснащаясь новым, всё более  изощрённым оружием.

Неужели мы, люди, созданы лишь для того, чтоб погубить свою Землю?!

А ответа всё нет и нет.

И уже теряю всякую веру и в книгу, и в мудрость. И даже сама себя – такую  навязчиво отягощённую своим безответным вопросом -   начинаю считать  довольно странненьким существом, которому не бесполезно встретиться с  психиатром.

Но вдруг…

Именно вдруг.

Так как даже вспомнить уже не могу, как эта книга приплыла ко мне.

Но приплыла.

И я стала её читать.

И читала взахлёб.   

И прочитала – залпом! Как сногсшибательный детектив. 

Хотя сама книжечка  повествует вроде о скучных серьёзных вещах: история человечества. И не просто там повествует, разрисовывая историю неотразимыми лицами  полководцев  и королев с их блистательными интригами и триумфом. Книга анализирует. Разбирает по косточкам - начиная от пещерных времён и кончая нашими днями – закономерности исторического развития человечества.

Книгу создали два автора: историк и каббалист.

И отличается книга от всех других книг по истории тем, что  история человечества представлена в ней не только глазами историка, к чему мы привыкли, а исследуется методом каббалы. Как оказалось, каббала – древнейшая из наук, она обладает  знанием – назову его базовым, фундаментальным знанием, без которого невозможно понять движение жизни, ни лично своей, ни общественной –  знанием об устройстве мироздания и  материи нашего мира.
Материю, из которой  созданы люди и всё, что нас, людей, окружает, вплоть до вселенной, каббала называет  – желанием насладиться, или эгоизмом.

Развиваясь внутри человека, и развиваясь по нарастающей,  наш эгоизм – как отлично отлаженный двигатель -  движет течением жизни, толкая человечество от наслаждения к наслаждению, то есть на поиск всё более совершенных форм жизни, на беспрерывный, безостановочный поиск лучшего.  Таким образом человечеством – изнутри его самого - управляет Природа. И, когда тебе объясняют это, то уже понимаешь, что наша история  –  не случайный набор всевозможных цивилизаций, формаций, прогрессов, упадков, открытий и всё новых и новых войн, затеваемых то великими полководцами, то их королевами, а – жизнь живого организма, развивающегося под давлением законов самой Природы, или высшей духовной сферы. О которой, кстати будь сказано, нас  познакомил  ещё Владимир Вернадский.

Сегодня – повинуясь этим законам – наш мир становится глобальным и интегральным. Это значит, что между странами и людьми так укрепляются связи, что все мы становимся частью единого организма,   в котором всё зависит от всех.  

А если я, человек, завишу от всех, то, само собой разумеется, я должна, я обязана знать, изучать, уважать  желания этих всех и жить, считаясь с их интересами. Или, как учили пророки тысячи лет назад, должна жить по известному всем нам закону «Полюби ближнего как самого себя».

А что делаем мы? С кем мы считаемся и кого мы любим?

Ответ знают все: ни с кем, никого.

Мы живём, как привыкли жить: разоряем и засоряем не только Землю, но даже космос; сеем безумную ненависть между народами, странами, человеками и даже религиями.  Мы – как цепные псы – не способны ужиться  с самыми близкими нам людьми. Мы затеваем войны, разоряем семьи и просто  не понимаем, как быть человеком и  как полюбить соседа как самого себя.

А между тем, мудрецы говорят, что как только мы обучимся этому природному языку  – жить ради всех – Природа вмиг подобреет к нам. И прекратятся все  эти кризисы, наводнения, взрывы, пожары, войны, депрессии, безработица, бандитизм и наркотики; исчезнут правительства, не способные управлять страной; растворятся дикость и пошлость нравов, безразмерная алчность и воровство; жизнь обретёт высокую цель, перспективу и смысл.

Вот в таком подходе к истории и состоит  новизна этой книги.

Этим книга ошеломляет.

И, конечно, я, по своей привычке делиться радостью с другими людьми, предложила её почитать друзьям. Все они народ  любознательный и страстные книгочеи.

Однако!

Друзья – почти хором – сказали, что книга сложна, и читать её трудно.

В этом есть доля истины.

Книга – если  сразу не согласиться с её взглядом на мир и законы его развития - трудновата для чтения. В ней много ума, цитат, ссылок, подробностей, имён и теорий мыслителей, пытавшихся докопаться до самых корней истории человечества.

Честно скажу, обилие этих имён и теорий лично мне грело  душу. Так как я ощущала, что всё-таки я не одна  навязчиво задавалась  детским вопросом о смысле жизни.  А были в этом ряду и другие фигуры. И какие фигуры! Мыслители и системщики! Мысля системно, они в истории человечества искали не просто факты, они искали систему, которая порождала факты. Ища, задавали себе и миру вопросы, и кто-то из них находил ответы.  И даже если эти ответы – не подымаясь выше земной, ограниченной временем и пространством жизни – не ставили точку над «I», в этих вопросах-ответах я ощущала близкую мне тревогу о качестве  нашей жизни, о том, куда эта жизнь идёт и к чему, к какому финалу, приведёт человечество.  Находиться в такой компании было отрадно, и мысли о психиатре отпали сами собой.

Правда.

Иногда обилие ссылок и  точностей утомляло. Но я понимала авторов. Ощущая всю новизну своих взглядов, они своей въедливой скрупулёзностью стремились поддержать не себя – уж они-то  убеждены в том, что писали! – они не надеялись на меня, на своего читателя. Они не верили, что я есть и готова принять  их взгляд на историю.

А я – вот она я, Лидия Латьева – я их ждала.

Я их страстно, жадно ждала!

И, читая их книгу, я получила величайшее наслаждение.

Наслаждение от того, что  -  прикоснулась к истине.

Я поняла, наконец, ответ на свой детский вопрос: как создан наш мир, как он развивается и в чём смысл, в чём конкретная роль моей личной жизни и жизни всего человечества.

И даже  сам  процесс чтения  тоже доставил мне удовольствие.

Удовольствие от непохожести  авторов.  И когда один из них, совершенно земной, дотошный историк – своей кипящей от доказательств мыслью -  вливается в мысль каббалиста, который видит нашу земную жизнь сверху, с высоты духовного постижения, и, понимая  всю неизбежность происходящего, мыслит  спокойно, мудро и широко, не тревожа ни себя, ни читателя  мелкими деталями доказательств, их дуэт звучал для меня как высокое соло скрипочки в руке перевзволнованного подростка на фоне оркестра с его  всёобъемлющим  могучим дыханием.

Иногда мне казалось, читаю не книгу, а разговор земли с небом.

И дочитав – конечно же, ночью, так как книга читалась запоем - я закрыла её, ладонью любовно огладила обложку (со словами Альберта Эйнштейна об обязанности человека «расширить сферу своего участи до целого мира») и сказала спасибо. И авторам, и той силе, какая сподобила их  эту  книгу создать.

На этом я и закончу свои впечатления.

Ха!.. Чуть не забыла.

Книгу создали: историк В. Хачатурян и каббалист М. Лайтман. Она называется «Судьбы человечества». Подзаголовок «Каббала о всемирной истории». Появилась книга на свет почти два года назад. И – как я поняла – взгляд на историю за эти два года не поменялся.

Книга не стала бестселлером.

Не потрясла наш мир.

А - жаль!

Потому что сегодня наш мир в таком бедственном состоянии, что нам, человекам, пора уже потрястись, читая подобные книги.

И не просто читая.

А – учась понимать Природу -  включиться в историю.

Изменяя её с истории бесчеловечных войн на историю – осмысленной, созидательной  жизни.
Лидия Латьева

Комментариев нет:

Отправить комментарий