
Мудрецы говорят, что
дети рождаются с подобными вопросами. Их глубоко
волнует тайна жизни и мироздания. Однако
годы делают своё дело, и человек, повзрослев и заморочившись каждодневностью,
забывает вопросы о смысле жизни, как и прочие глупости наивного детства.
Ну, а если не забывает?
И вот вам я, вроде
солидная тётка, бросаясь из битвы в битву за самое примитивное выживание, по
ночам, ощущая неутоляемый голод, грызу какие-то странные книги – то философы,
то Библия, то всевозможные толкователи
Высшего мира, то новейшие научные откровения с их попыткой проникнуть за
границы материального мира и понять, наконец, какая связь существует между
нашим и Тем - загадочным, скрытым миром
– словом, пытаюсь всё же найти ответ на
тот детский вопрос, который так и застрял во мне, муча своей безответностью.
Больше того.
В нашем сегодняшнем дне,
кода сама Природа – то наводнением, то пожаром, то запахом близкой войны – гонит бедное
человечество в пропасть, и оно бессильно разводит руками перед этим накатом
ужаса, мой детский вопрос обретает такую неизъяснимую остроту, что вот,
кажется, не найду на него ответ – значит, вся моя жизнь, все мои слёзы,
бессонницы, книги, дети, удачи и поражения - всё было зря. Потому что неуправляемая Природа в любую секунду готова поставить точку над всей человеческой жизнью.
Но почему она это
делает?
И чем мы, люди, не
угодили ей?
В чём причина её
растущей враждебности к человеку?
И я, не веря, что
человечество не знает ответ на эти вопросы, бросаюсь в новые книги. Подозревая,
что где-то есть, где-то закопана, спрятана за семью печатьями мудрость,
раскусившая тайну мира и его таинственного Создателя. Я не верю, быть такого не
может, чтоб на этом сверхдлинном пути своего существования человечество только
и делало, что ело-пило да воевало, меняло формации и культуры, прогрессы и
угасания, и опять ело-пило да воевало, ужесточая войны, сметая цивилизации и культуры, возрождаясь и
заново, с упоением оснащаясь новым, всё
более изощрённым оружием.
Неужели мы, люди,
созданы лишь для того, чтоб погубить свою Землю?!
А ответа всё нет и нет.
И уже теряю всякую веру
и в книгу, и в мудрость. И даже сама себя – такую навязчиво отягощённую своим безответным
вопросом - начинаю считать довольно странненьким существом, которому не
бесполезно встретиться с психиатром.
Но вдруг…
Именно вдруг.
Так как даже вспомнить
уже не могу, как эта книга приплыла ко мне.
Но приплыла.
И я стала её читать.
И читала взахлёб.
И прочитала – залпом!
Как
сногсшибательный детектив.
Хотя сама книжечка повествует вроде о скучных серьёзных вещах:
история человечества. И не просто там повествует, разрисовывая историю
неотразимыми лицами полководцев и королев с их блистательными интригами и
триумфом. Книга анализирует. Разбирает по косточкам - начиная от пещерных
времён и кончая нашими днями – закономерности исторического развития человечества.
Книгу создали два
автора: историк и каббалист.
И отличается книга от
всех других книг по истории тем, что история человечества представлена в ней не
только глазами историка, к чему мы привыкли, а исследуется методом каббалы. Как
оказалось, каббала – древнейшая из наук, она обладает знанием – назову его базовым, фундаментальным
знанием, без которого невозможно понять движение жизни, ни лично своей, ни общественной
– знанием об устройстве мироздания и материи нашего мира.
Материю, из
которой созданы люди и всё, что нас,
людей, окружает, вплоть до вселенной, каббала называет – желанием насладиться, или эгоизмом.
Развиваясь внутри
человека, и развиваясь по нарастающей,
наш эгоизм – как отлично отлаженный двигатель - движет течением жизни, толкая человечество от
наслаждения к наслаждению, то есть на поиск всё более совершенных форм жизни,
на беспрерывный, безостановочный поиск лучшего. Таким образом человечеством – изнутри его
самого - управляет Природа. И, когда тебе объясняют это, то уже понимаешь, что наша
история – не случайный набор всевозможных цивилизаций,
формаций, прогрессов, упадков, открытий и всё новых и новых войн, затеваемых то
великими полководцами, то их королевами, а – жизнь живого организма,
развивающегося под давлением законов самой Природы, или высшей духовной сферы.
О которой, кстати будь сказано, нас познакомил ещё Владимир Вернадский.
Сегодня – повинуясь
этим законам – наш мир становится глобальным и интегральным. Это значит, что между
странами и людьми так укрепляются связи, что все мы становимся частью единого
организма, в котором всё зависит от
всех.
А если я, человек,
завишу от всех, то, само собой разумеется, я должна, я обязана знать, изучать,
уважать желания этих всех и жить,
считаясь с их интересами. Или, как учили пророки тысячи лет назад, должна жить по
известному всем нам закону «Полюби ближнего как самого себя».
А что делаем мы? С кем
мы считаемся и кого мы любим?
Ответ знают все: ни с
кем, никого.
Мы живём, как привыкли
жить: разоряем и засоряем не только Землю, но даже космос; сеем безумную
ненависть между народами, странами, человеками и даже религиями. Мы – как цепные псы – не способны ужиться с самыми близкими нам людьми. Мы затеваем
войны, разоряем семьи и просто не
понимаем, как быть человеком и как
полюбить соседа как самого себя.
А между тем, мудрецы
говорят, что как только мы обучимся этому природному языку – жить ради всех – Природа вмиг подобреет к
нам. И прекратятся все эти кризисы,
наводнения, взрывы, пожары, войны, депрессии, безработица, бандитизм и
наркотики; исчезнут правительства, не способные управлять страной; растворятся
дикость и пошлость нравов, безразмерная алчность и воровство; жизнь обретёт
высокую цель, перспективу и смысл.
Вот в таком подходе к
истории и состоит новизна этой книги.
Этим книга ошеломляет.
И, конечно, я, по своей
привычке делиться радостью с другими людьми, предложила её почитать друзьям.
Все они народ любознательный и страстные
книгочеи.
Однако!
Друзья – почти хором –
сказали, что книга сложна, и читать её трудно.
В этом есть доля
истины.
Книга – если сразу не согласиться с её взглядом на мир и законы
его развития - трудновата для чтения. В ней много ума, цитат, ссылок,
подробностей, имён и теорий мыслителей, пытавшихся докопаться до самых корней
истории человечества.
Честно скажу, обилие этих имён и теорий лично
мне грело душу. Так как я ощущала, что
всё-таки я не одна навязчиво задавалась детским вопросом о смысле жизни. А были в этом ряду и другие фигуры. И какие
фигуры! Мыслители и системщики! Мысля системно, они в истории человечества
искали не просто факты, они искали систему, которая порождала факты. Ища,
задавали себе и миру вопросы, и кто-то из них находил ответы. И даже если эти ответы – не подымаясь выше
земной, ограниченной временем и пространством жизни – не ставили точку над «I», в этих вопросах-ответах я
ощущала близкую мне тревогу о качестве нашей
жизни, о том, куда эта жизнь идёт и к чему, к какому финалу, приведёт
человечество. Находиться в такой
компании было отрадно, и мысли о психиатре отпали сами собой.
Правда.
Иногда обилие ссылок и точностей утомляло. Но я понимала авторов.
Ощущая всю новизну своих взглядов, они своей въедливой скрупулёзностью
стремились поддержать не себя – уж они-то
убеждены в том, что писали! – они не надеялись на меня, на своего читателя.
Они не верили, что я есть и готова принять их взгляд на историю.
А я – вот она я, Лидия
Латьева – я их ждала.
Я их страстно, жадно
ждала!
И, читая их книгу, я
получила величайшее наслаждение.
Наслаждение от того,
что - прикоснулась к истине.
Я поняла, наконец,
ответ на свой детский вопрос: как создан наш мир, как он развивается и в чём
смысл, в чём конкретная роль моей личной жизни и жизни всего человечества.
И даже сам процесс
чтения тоже доставил мне удовольствие.
Удовольствие от
непохожести авторов. И когда один из них, совершенно земной,
дотошный историк – своей кипящей от доказательств мыслью - вливается в мысль каббалиста, который видит
нашу земную жизнь сверху, с высоты
духовного постижения, и, понимая всю неизбежность
происходящего, мыслит спокойно, мудро и
широко, не тревожа ни себя, ни читателя
мелкими деталями доказательств, их дуэт звучал для меня как высокое соло
скрипочки в руке перевзволнованного подростка на фоне оркестра с его всёобъемлющим могучим дыханием.
Иногда мне казалось,
читаю не книгу, а разговор земли с небом.
И дочитав – конечно же,
ночью, так как книга читалась запоем - я закрыла её, ладонью любовно огладила
обложку (со словами Альберта Эйнштейна об обязанности человека «расширить сферу
своего участи до целого мира») и сказала спасибо. И авторам, и той силе, какая
сподобила их эту книгу создать.
На этом я и закончу
свои впечатления.
Ха!.. Чуть не забыла.
Книгу создали: историк
В. Хачатурян и каббалист М. Лайтман. Она называется «Судьбы человечества».
Подзаголовок «Каббала о всемирной истории». Появилась книга на свет почти два
года назад. И – как я поняла – взгляд на историю за эти два года не поменялся.
Не потрясла наш мир.
А - жаль!
Потому что сегодня наш
мир в таком бедственном состоянии, что нам, человекам, пора уже потрястись,
читая подобные книги.
И не просто читая.
А – учась понимать
Природу - включиться в историю.
Изменяя её с истории бесчеловечных
войн на историю – осмысленной, созидательной жизни.
Лидия
Латьева
Комментариев нет:
Отправить комментарий