четверг, 1 августа 2013 г.

Как подготовить ребёнка к школе?

                                  .
Итак...

Только вчера ваш ребёнок был малышом, излучающим радость. Или, как утверждают психологи, жил в периоде беззаботного сангвистического темперамента. И вся жизнь для него – игра. Бесконечность. Бессмертие. А под рукой всегда те, кто  поймёт, поможет, уладит: мамочка, папочка, бабушка, дедушка, няня.

Завтра он уже – школьник.

И это не просто сменил здание детского сада на здание школы. Это вошёл в другую – сориентированную на социальные ценности – жизнь. И всё в этой жизни – ответственность, дисциплина, усердие, способность делиться с соседом – или соседкой – по парте, превратить неудачу в победу… Словом, всё в этой новой жизни потребует от нашего малыша непростого –  подчас драматичного – напряжения.

И тем более драматичного, что сама наша жизнь, как говорят духовные практики, «вошла в стадию финиша». То есть
переживает крушение всех своих организмов. Рушатся экономики, общества, ценности. Человечество напрочь теряет былую уверенность в том, что хорошо, а что плохо. Сама природа, вразумляя его, разражается невиданными катаклизмами: наводнения, пожары, землетрясения, ураганы, болезни, таянье арктических ледников, бесконечные локальные катастрофы.  Войны, террор, агрессия, наркотики и жестокость.

В таком мире человеку не на что опереться.

Только на самого себя.

Задача - неразрешимая для детских душевных сил.

И конечно, любящему родителю самое время всерьёз подумать, чем можно помочь своему малышу.

На простые решения в таком архисложном деле даже не стоит надеяться.

Попробуем выделить наиболее уязвимую точку  детской психики - страх.

О детских страхах психологическая наука написала тьмы фолиантов, провела миллион исследований, создала тысячи самых разных теорий. Страх – наиболее мощный фактор в становлении личности. Самый коварный враг творчества. И, даже если ребёнок растёт в нормальной семье, но  родители имели привычку время от времени укорять его: «ты глупый», «ты  неумёха», «ты просто неисправимый лгун», «у тебя не руки, а крюки», то  и такие, вроде невинные фразы, породили в душе ребёнка чувство ущербности, неуверенность в собственных силах, страх перед любым самостоятельным поступком.    Такая личность, утверждают психологи, способна реализовать себя не более, чем на 10%.

Вы  желаете подобной участи своему малышу?

Нет?!

Тогда за работу!

Начинаем – с себя.

Один на один с собой, лучше ночью – реалистично и вдумчиво – пролистайте жизнь своего ребёнка. От первого крика при родах (каким он был этот крик: победительно-торжествующий или похожий на слабый стон?) до вот этого вечера, когда, пожелав вам спокойной ночи, ваш малыш –  радостно побежал? уныло поплёлся? – к своей постели.
Постарайтесь и вспомните – всё! Как развивался ребёнок, чем болел, как учился читать, робкий он или забияка, смышлёный или не очень, увлечённо играет с ровесниками или любит тихие одинокие игры. Вспоминайте. Оценивайте. Анализируйте. Не жалейте усилий.  Расширьте  эту работу. Грамотно изучите гороскоп своего малыша. Особенно редкостный - египетский -  гороскоп, освещающий тёмную сторону личности. Взвесьте слабые и сильные стороны своего любимого чада. Обдумайте их без сюсюканья, трезво, реально, строго. Проследите логику в развитии характера своего ребёнка. Выделите его уязвимые точки.

И!

Очень важная вещь: нам, родителям, надо знать, что детей воспитывают не нотации и поучения, а наш личный пример. Ребёнок – не слышит, он видит и подражает. Беспристрастно оцените, какое  именно вы оказали влияние на вашего дитятко. Возникли ли между вами та теплота и доверие, какие станут опорой ваших пожизненных отношений.

И, если вы в своём малыше привыкли видеть игрушку или спасение от одиночества, а не личность. Уникальное произведение природы. Отдельный от вас человеческий феномен. Из которого ни вы, ни будущий педагог не имеет права лепить дубликат своей личности. Тем более делать это – насильно. Подавляя внутренний мир ребёнка. То вам придётся признать, что в школьные  годы своего малыша вы столкнётесь с большими проблемами в его воспитании.

Проделав эту работу, прикинем тактику своих воспитательных мер.

Сведётся она к одному: укрепить чувство собственного достоинства ребёнка и бесстрашия перед жизнью.

Возможностей в этой работе – тьма.

Можно начать с простого. За вечерним чаем или прогулкой с любимым псом расскажите ребёнку о собственной школе. О первой учительнице.  О первой своей неудаче или победе. Внедряйте в сознание малыша модель  человеческих качеств, побеждающих  большие и маленькие неудачи. Но! Не будьте навязчивы и многословны. Помните: ваш ребёнок умён и чуток. Не превращайте воспоминания в нравоучения. Наоборот! Вспоминайте себя ребёнком, погружайтесь с сыном или дочуркой в этот общий для вас – детский мир.

А можно ещё в ближайшее воскресенье пригласить малыша посетить его школу. Сделайте это! Покажите ребёнку будущий класс.  Туалет. Объясните правила школьной жизни. Особенно ярко вспомните своих школьных друзей. Как они выручали вас. И как вы выручали их. Скажите не просто доброе слово о школьной – пожизненной – дружбе. Подчеркните, что в нашем – глобальном мире, где всё зависит от всех – дружба – самая мощная связь между людьми, это краеугольный камень успешной будущей жизни и человека, и всего человечества.

Ну и, конечно,  посоветуйтесь с будущим первоклассником, какой ранец, тетради, ручки он хотел бы купить. Пойдите с ним в магазин и вместе  купите  это богатство. Помните! В этих прогулках, покупках, общении с вами ребёнок должен усвоить две вещи. Труднейшие для психики малыша: о свободе личного мнения и границах личной свободы.

Ещё один важный момент: помогите ребёнку выбрать героя. Причём не героя американских фильмов,  ублюдка вооружённого до зубов. Возьмите, к примеру, Данилу из сказок Бажова. С его совестливостью, любовью к родному краю и любимому ремеслу… Почитайте ребёнку другие хорошие книги. Взволнуйте  его впечатлительность. Разбередите мечты. Бросьте в сердце искру отваги и ответственности перед жизнью. Хороший герой – великая помощь в созревании лучших душевных сил человека.

И, пожалуй - самое необходимое.

Грянет первое сентября, ребёнок вскинет на плечи купленный с вами ранец, похлопайте его по плечу, улыбнитесь, скажите простые слова:

 - Я верю в тебя! Вперёд, мой герой!

И пусть вот эта минута искренней веры в ребёнка –  останется между вами пожизненным ориентиром!

Лидия Латьева





Комментариев нет:

Отправить комментарий