Ну,
а теперь попробую и представлю: конец рабочего дня, пыльная, перенатруженная
Мунчештская по горло забитая массой натужно ревущих машин, как бы уже из
последних сил бредущих к желанному отдыху.
И я - в горячем, потном воздухе зноя - остановилась за автобусной
остановкой, задрала голову кверху: там, на холмах, в каком-то своём непонятном
для глаз порядке, раскинулись пятиэтажки-хрущобы: окраина города, безрадостный,
серый, как бы наспех слепленный мир. В нём и живёт наша Нина Ивановна.
Мы
с ней договорились на шесть.
Я
часов не ношу - и не то, чтобы люблю-не-люблю, а чисто биологически ни часов на
руке, ни шапки на голове, ни помады на губах терпеть не могу- впрочем, о
времени беспокоиться даже не стоит: если договорились на шесть, Нина Ивановна в
шесть и появится; такой человек, - подумала я, ни догонять, ни ждать не
заставит. И кажется, не успела подумать, как вижу действительно на дорожке -
справа и слева заросшей высокой травой - как бы мелькнула фигура, вроде даже
белое платье в каких-то нелепых лиловых разводах.
И
даже лучше швейцарских часов, - подумала я, вдруг открывая, как красиво
смотрится в зелёной траве её белое в лиловых разводах платье, прямо как на
картине художника. Дама в лиловом, - подумала я. Но пышное слово дама с Ниной Ивановной как-то не
клеилось. Но и не тётка,- подумала я,- не дама, не тётка, а что-то совсем своё
и другое... И заблудившись в этих словах, я тихо сама с собой рассмеялась,
внимательно изучая фигурку Нины Ивановны и неожиданно открывая, что в этом
тоскливом мире как бы наспех - как бы даже и не для людей - сколоченных окраин,
утопающих в шуме, гари и пыли, есть своя, особая красота, и мне её надо не
упустить,- подумала я.
И
думая так, я помахала рукой, встречая Нину Ивановну, а она, не сбавляя плавный
медленный шаг, подняла руку и помахала мне.
И
вот, наконец, сам дом.
Не
успела открыться дверь, как - ах!- всё внутри так и ахнуло: слава богу, дом
оказался как дом, никакого богатства, изысков и хрусталей, и даже нет той
стерильной, насмерть пугающей чистоты, когда ещё у порога готова не только
обувь, но и ноги содрать да и оставить на лестнице, чтоб эту стерильность не
осквернить. Всё разумно и в меру. Даже сама чистота разумна и в меру. Как и
положено жить человеку - разумно и в меру - не тратясь на всякие прибамбасы.
Дом, в котором живут.
И
сами они - а Нина Ивановна пригласила семьи детей, чтоб я сразу увидела всех -
и сами они как-то сразу сложились в особенный мир, и, забегая вперёд, скажу,
что долго я буду гадать над загадкой этого мира. Долго буду мучить себя
вопросом, как удалось этим людям - в нашем разжиженном, обессиленном мире,
рвущем связь со всем человеческим - сохранить вот этот высокий жизненный тонус
и уважение к жизни; этот редчайший талант - наслаждаться самим проживанием
жизни, каждым днём и минутой, здесь и сейчас, ничего не откладывая на завтра, а
сегодня и только сегодня щедро тратя душевные силы на всё настоящее: дом,
работа, дети, друзья...
Но
нечего забегать, эти открытия впереди, да и сами вопросы ещё впереди.
А
пока они просто ещё собираются - каждая из семей на другую ничем не похожа - и
даже появится каждая совершенно по-своему.
Старшая
Надя - оруша, её всегда и во всём
будет много и, едва возникнув, только мелькнув у входной двери своей кокетливой
шляпкой, она так рассмеётся, что сразу весь дом заполнится её| звонким,
рассыпчатым смехом.
Младшая
Танечка как бы - наоборот: появится скромно и тихо. Так тихо и так неожиданно,
6удто отделится от стены, к которой я стояла спиной, и я - что-то почувствовав
сзади - с внезапностью обернусь, увижу её и вздрогну от неожиданности, будто
она не просто так вышла из соседней комнаты, а отделилась от стен, будто она
продолжение этого дома, его обоев и деликатности. И я, обернувшись на импульс
её появления, неожиданно взвизгну внезапным, мне не свойственным взвизгом,
мгновенно узнав в этой глазастой красавице с точёными ручками-ножками молодую
Нину Ивановну. «Ну, чудеса! Ну, природа!- с восторгом замечу я, - прямо Нина
Ивановна в двух экземплярах!» А они ничего не ответят. Но, зная об этом подарке
природы, посмотрят одна на другую сияющими глазами.
Ира
- невестка - возникнет тайно. Я даже и не замечу её появления. А, сидя уже за
столом, вдруг почувствую некий толчок изнутри и, повинуясь ему, гляну за левую
руку, а - у Иры лицо, глаза, улыбка Джоконды - улыбнулась, кивнула, что-то в её
красоте отстранённо-прохладное, нет простоты и сердечности, и я догадалась:
невестка, красавица-стюардесса, Витя в неё влюбился с первого взгляда, летел
после армии в самолёте, а к ней вязался какой-то нахал-кавказец и так нагло
вязался, что Витя - уже на выходе из самолёта - двинул его прямо в челюсть, и
тот покатился с трапа, к удовольствию стюардессы; да, хороша, хороша невестка,
но нет простоты и сердечности, вроде своя, а вроде и не своя, другая порода,
прохладная, в себя погружённая красота.
Таким
оказался женский мир дома.
А
мужчины - Витя, Коля, Эмиль, диван, телевизор, футбол, какой-то полуфинал или
даже финал, пропустить никак невозможно - мужчины возникли все вместе, как один
организм, да ещё в своём мире, и весь вечер будут держаться вместе, три пары
внимательных глаз воткнутся в экран, не моргнув, будто поселятся в совершенно
другом измерении жизни. Но иногда - словно у этого шестиглазого организма не
отжил интерес и к нашему измерению, иногда то Эмиль, то Витя, не отрывая глаз
от экрана, неожиданно бросят реплику в нашу сторону и станет понятно, что и наш
женский мир им не так уж и безразличен.
В
соседней комнате спальне - зелёные шторы, зелёные покрывала, много пустого
места и свежего воздуха - как в прохладной и зелёной дубраве - играют дети.
Внуков у Нины Ивановны пять, И не знаю, в какие игры играли они, но мы за весь
длинный-предлинный вечер голоса этих детей не услышим, будто
их там и нет. И даже когда то один, то другой из детей промелькнёт к туалету,
то именно промелькнёт, так легко и бесшумно, будто птица по воздуху, и в нашу
сторону даже не глянет, как бы собой понимая, что компания взрослых - это
компания взрослых и некрасиво врываться в неё своим любопытным взглядом. И это
не просто там дисциплина, - подумаю я, выхватив взглядом то глазастого Сашу, то
трёхлетнюю Магду, на цыпочках пробиравшуюся из туалета в зелёный рай спальни -
это внутренняя деликатность, такое дисциплинарными мерами не создашь, в детях
тоже всё настоящее, тоже впитали воздух этого дома...
Ну
и вот, наконец - под реплику Нины Ивановны «своих нас только тринадцать» -
наконец раздвинули стол, расставили стулья и, смеясь, объясняя, кто где и
почему именно там сидит, наконец, и расселись по своим законным местам. И опять
получилось как на картине художника - святое семейство наших времён - и, впитав
его взглядом, я невольно остановилась на главной фигуре в торце стола: хозяин
дома, Василий Фёдорович Пынзарь.
Теперь-то
я понимаю тревогу Нины Ивановны: красавец - высокий, глаза чёрные, брови
вразлёт, в белоснежной рубашке, ворот апаш - он сел во главе стола, и сел
спиной к телевизору, как бы сразу отрезав всё ненужное и пустое - сел свободно,
непринуждённо, улыбчивым взглядом окинул стол, и весь стол ответил ему таким
сиянием глаз и улыбкой, что до всяких там разговоров, вопросов-ответов
сделалось ясно, какими чувствами окружён в этом доме его хозяин.
И
опять, забегая вперёд, скажу, что именно Нина Ивановна - первая, да, пожалуй,
единственная из всех героинь альбомчика, когда придёт время записать её
интервью, глядя своим прямым несгибаемым взглядом прямёхонько в микрофон,
звонко скажет на весь Советский Союз: «А я своего мужа люблю и уважаю». Это в
наше-то время, когда семья считалась мещанством и так прочно была закрыта всеми
семью печатями, что первые годы работы над «Семейным альбомом» я искреннее
слово о внутренней жизни семьи вырывала из своих героинь почти что клещами: закрытый
наглухо, запечатанный и как бы даже запретный мир - вот, чем была в это время
семья.
Но
эти её слова о муже тоже ещё впереди, и хватит мне забегать вперёд, а лучше
вернусь сюда, где мы, воткнувшись локтями в стол и зажав коленками стулья,
замирая над каждой карточкой - смотрим семейный альбом.
Сразу
скажу: таких альбомов я сроду не видела!
Его
сделала Надя, и сделала по подобию своему: с размахом! Толстый, в бархатном
переплёте, и такой обширно-вместительный, что в него свободно - как речки в
море - стеклись карточки из самых дальних времён и концов земли.
Открывают
альбом фотографии прадедов, бабушек-дедушек, за ними мамы-папы-дяди-тётушки то
Нины Ивановны, то Василия Фёдоровича, а потом идут они сами, их юность и
зрелость, дома, машины, друзья, один за другим появляются дети: Надя, Витя,
Таня. Сначала в пелёнках, потом в смешных нахлобученных шапках, потом в папином
мотоцикле, потом схватившись за ручки, будто прилипли друг к другу и оторваться
не могут, потом уже в школьных формах, а потом в подвенечных платьях.
Таня-невеста
улыбнулась из-под полей белой роскошной шляпы - и как улыбнулась! - будто
бросила вызов всевозможным ударам будущей будничной жизни, как бы ставящих
крест на все иллюзии и упования женского сердца. А ещё: у Тани белые волосы. И
я удивлённо спросила:
-
Вы красились, Таня?.. Зачем?
А
она, обдав меня ярким взглядом:
-
А мужу ужасно хотелось видеть меня блондинкой!
И
этой яркостью взгляда и напором на слове муж,
она как бы помимо всяких там лишних слов сказала, что нравиться мужу - это и
есть её главное удовольствие. Вот тебе и тихоня!- восхищаясь безумием её
сердца, подумала я.
Ну,
а в альбоме пошли уже дети детей, дети племянников, дети детей друзей...
В
этом альбоме никто не пропущен. И как оказалось, никто не пропущен не только в
альбоме, но и в памяти сердца. К примеру Нина Ивановна, прижав пальцем снимок
какого-то парня, сообщила: «племянник» и
рассказала, какой прекрасный он человек и как когда-то ещё мальчишкой,
он в школе ещё учился, и пришёл к ним однажды, а она в этот день - из одной
работы кидалась в другую - семья большая, в работах не было перерыва - и,
настиравшись с утра, она завязла в уборке, варке, чистке, и ноги
уже гудели, и руки пекли, а тут звонок в дверь, на пороге племянник с охапкой
сухого белья: «Здравствуйте, тётя Нина! Узнал ваши метки на полотенцах, принёс,
чтоб вам не бегать с третьего этажа, куда положить?..» И так её тронула его забота о ней, что даже сейчас - целая
жизнь прошла, у племянника давно свои взрослые дети - а Нина Ивановна,
вспомнив мальчишку с охапкой высохшего белья, не сдержала души, всплакнула: до
слёз волнует её доброта людей.
Судьба
самой Нины Ивановны в альбоме началась с любительской блеклой, почти размытой
временем карточки. На ней девчонка-подросток в весёлой кудрявой шубке. Глаза
как тарелки. А губы печально опущены. И
всё это вместе - кудряшки шубы,
подковочка губ, глаза - напоминают маленького ягнёнка. И такая в нём
беззащитность, что хочется сдвинуть время и - пожалеть эту глазастую девочку.
Оказалось, не зря хочется пожалеть: Нине Ивановне здесь четырнадцать лет, время
военное, отец ушёл воевать, мама тяжко болеет и вот-вот умрёт, детей в семье
четверо, Нина старшая, семья оказалась на ней, в тринадцать пошла работать
уборщицей в школе. Другие дети, её ровесники, учились, бегали, ногами пачкали
пол и лестницу школы, а она пол и лестницу мыла. Нина Ивановна тронула карточку
девочки пальцем, не сказала, шепнула:
-
Не водой, а слезами мыла...
И
снова всплакнула, и, сняв очки, протирая глаза, сказала, что вот же живёшь и,
кажется, всё прошло и забылось, а оно ничего не забылось, ничего не забылось и
не отболело...
А
вот фотография сельского дома: типичный молдавский дом, веранда с колоннами,
семья тоже типичная: не то семнадцать, не то восемнадцать детей, а выжило -
семь. Один из них - Вася. Вот он сидит напротив меня, задумчивое лицо, будто
весь целиком окунулся в речку воспоминаний.
-
И какое же самое сильное впечатление вашего детства?
Посмотрел
сплошным чёрным взглядом, будто из самой-самой глубины этой речки:
-
Голод сорок седьмого... люди мёрли как мухи, прямо на улице, на ходу. Как-то
иду по дороге, а впереди сосед... И вдруг - даже шага не сбавил - вздохнул,
упал, мёртвый... А было даже и то, что родители ели детей... жуткое дело,
Васильевна, всё людское повытекало из жизни, как мы ещё остались людьми, даже
не знаю... Моим лакомством была каша из стружек...
И
он усмехнулся, видно, вспомнив мальчишку, бредящим кашей из стружек.
Отсюда
они и вышли: дети военного времени.
Во
всём остальном жизнь у каждого складывалась по-своему и даже вроде не обещала
их встречу.
Они
родились как бы на разных планетах.
Она:
горожанка, из Горького, светловолосая, большеглазая, кажется, что русей уже не
бывает, даже в самом её голосе всё еще окают чистые звуки Волги; и характером
не из тихих да молчаливых, а из бедовых - во всём напрямую и наотмашь, и любому
- будь он трижды начальник и вождь, но, если ей надо, врежет любую правду, «и
даже не заикнётся», - со смехом прокомментировал муж, восхищаясь сё прямотой. А
он - сельский парень, молдавская косточка, ему легче смолчать, чем сказать, но
всё в этой жизни ему интересно и такой основательный в каждом деле и слове, что
даже во время нашего разговора я не раз, бывало, наткнусь на его внимательный
взгляд хоть на карточку из альбома, хоть на себя самою.
Разные
люди.
Но
судьбе захотелось, и она их свела.
Смотрим
карточки того времени. Дело было на Севере, на самом жестоком и крайнем, куда
отсылали на воспитание неугодных властям людей.
Нина
Ивановна к этому времени уже основательно похлебала из горя жизни, уже потеряла
мужа - погиб в Енисее, «при исполнении» - уже осталась вдовой, с дочерью на
руках. Правда, спасибо свёкру и спасибо свекрови - редкостной, неземной доброты
были люди!- и при такой поддержке она откричалась, отстрадалась, отплакалась и
встала на ноги: устроилась продавцом в магазине. Вот она карточка того времени:
в белоснежном халате и кокетливой накрахмаленной шапочке смотрит из-за прилавка
гордый, с вызовом взгляд. А на прилавке - горы разных продуктов, а за спиной у
неё стеллаж, и тоже ломится от продуктов. И что-то такое - даже не знаю, какое
и как его обозначить - но во всём этом сверхизобилии такое какое-то
хвастовство, что я рассмеялась:
-
Где одолжили столько продуктов?
Но
Нина Ивановна юмор не оценила:
-
Нет! Никакой показухи! Всё так и было: магазин был передовой, и мы старались.
Каждая банка сияла как зеркало...
-
Представляю!
И
лихо перевернув страницу, стала листать альбом, и какую карточку ни возьму, на
ней миловидная юная женщина, всегда красивая как игрушка: то в модной беленькой
шляпке, то с сумочкой-редикюлем, то в блузке, вышитой ришелье, то - под
немыслимо экзотической пальмой - взяла подружку за ручку, а подружка взяла её,
и - боже мой! - с какой нежностью их ручки переплелись, какими глазами смотрят
они одна на другую, будто клятву друг другу дают на вечную-вечную верность...
Словом, даже представить трудно, какой была эта женщина и в какой держала себя
струне, в такую нельзя не влюбиться!
Ну,
а Василий Фёдорович - вот он на карточке - приехал к ссыльной сестре после
армии, профессии никакой, устроился грузчиком на лесозаготовительной базе - но
важно ещё обратить внимание, что он, приехав,
дня без работы не просидел: сегодня приехал и сегодня уже работал, а всё
богатство его на нём: солдатские сапоги и фуфайка.
Нина
Ивановна водит пальцем с его карточки на свою: вот такими они поженились.
Смешные! И такие друг другу не подходящие, что она, например даже понять не
могла, на каком языке говорит этот парень: одно слово молдавское, одно русское,
одно украинское, а четвёртое сам сочинит из всех языков, каких наслушался в
армии.
-
Ничё понять не могла!
И
так она ничего понять не могла, что даже сейчас, вспомнив эту свою незадачу, с
безнадёжностью хлопнула себя руками по бёдрам.
А
мы - хохотать!
А
Витя - не отрываясь от телевизора, через
улыбку спросил:
-
Ну и как, па, ты выпутался?
А
Василий Фёдорович ему в тон:
-
Да, это тебе не нахала с трапа кидать, тут пришлось покрутиться...
И
сам стрельнул улыбкой в Нину Ивановну. И
такая в этой улыбке была бесшабашность,
та особая бесшабашность безоглядного человека, который - ни в чём ничего не
боясь - идёт за собой, не прося разрешений даже у господа Бога.
Ах,
вот оно что! - подумала я, ощущая, какие чувства и какие характеры побеждали
жизнь и судьбу. И всё внутри меня потеплело и расцвело, и сама собой
распустилась улыбка.
В
альбоме часто встречаются карточки: Василий Фёдорович и машина... Стоит рядом с
машиной, сидит в кабине, открывает дверцу машины, заливает воду в радиатор... И
даже, если не знать, то по альбому видно - шофёр! И не просто профессия, а
дорогое, любимое дело: он красивей себя самого, когда рядом машина.
На
этой маленькой, уже пожелтевшей карточке, он с самой первой своей машиной.
В
то время он был стажёр, учился водить и на свою машину даже не мог надеяться:
время послевоенное, бедное, машин шоферам не хватало. Но вдруг негаданный
случай: из Енисея вытащили утонувший ещё в войну грузовичок, покорёженный,
ржавый, с разбитой кабиной. Начальник гаража потоптался-потоптался и,
усмехнувшись, сказал стажёру: «Ну, что ж, соберёшь - твой будет». Сам
начальник, конечно, не верил в успех предприятия, но Василий Фёдорович взялся
за дело - с радостью!
Два
месяца он пролежал под машиной. Над ним весь гараж издевался: «Ты никак там
живёшь?» «Живу». Смешно сказать, но слесарь он был никудышный, опыта никакого,
он даже не знал, что гайки все - одинаковые и - чтобы не перепутать - на каждой
поставил номер. Гараж, увидев его арифметику, смеялся до слёз. Он тоже
смеялся со всеми. Он вообще считает, что
смех - дело здоровое и лишний раз посмеяться
- даже и над самим собой - никогда не мешает. А машину всё-таки разобрал - до
самой последней гаечки - каждый винтик протёр и смазал, а потом всё собрал. И
машина - поехала! По-е-ха-ла!!! Он так хотел её получить, что она не могла не
поехать!
Василий
Фёдорович любовно погладил карточку ладонью:
-
Красавица, не машина...
А
на карточке никакой красавицы нет. Есть довоенный грузовичок с деревянной
кабиной, такие сегодня мы можем увидеть в кино про войну: смешной, хлипкий,
кабиночка тесная. И как оказалось, он не ездил на ней, а - мучился: он парень
рослый, высокий, и ноги мешали скорость переключать. Но для него это был
пустяк. Он и тут догадался, что делать: дверцу быстрым рывком открыл, быстро
выкинул ноги наружу, скорость переключил, ноги на место, кабину захлопнул -
поехали! Над ним не только весь Север, даже мы, слушая про такую езду, хохочем.
А он снисходительно улыбнулся: эх, молодо-зелено, не понимаем мы самого
главного: на этой машине он стал - шофёром!
А
шофёр для него – не просто профессия, это подарок от Бога, он признался нам по
секрету - «хотите верьте, хотите не верьте» - но он с пелёнок среди всех звуков
различал звук машины. Он, бывало, мальчишкой бросит любую игру, любую работу
бросит, услыша, как по дороге едет машина. И вот выскочит на дорогу, провожает
её глазами, вдыхает запах бензина и пыли - самый родной для него на земле - и
всем собой уже тогда знал: чтобы с ним ни случилось - но он обязательно будет -
шофёром!
И
вот тридцать три года уже за рулём. Тридцать три года - целая жизнь, и всякое в этой жизни бывало: то
гололёд, то ночная езда, то запчастей не хватает, то пьяный водитель на
встречной машине прёт напролом, то нелепый обгон, то сам больным сидит за
рулём... Но сколько 6 чего ни случалось, у него за всю жизнь - ни одного ЧП, только одни благодарности.
Время пройдёт, Нина Ивановна встанет из-за стола, вынет из шкафа целую
библиотеку всяческих грамот, и я каждую подержу в руке, почитаю, а в одной
увижу такие слова: «за наилучшие показатели...» значит, умеет работать и так -
наилучше.
Труженик
бесконечный.
Мы
не можем без воздуха, он - без работы. И вся его жизнь - это цепь всевозможных
работ: и в доме, и в гараже, и на земельном участке, именуемом фазендой, и,
конечно, на фабрике «Кодры». И не зря в альбоме карточки всех машин, на которых
он ездил: лично предан своей машине, своей бригаде, своему комбинату, своему
назначению на земле - работать! У него душа рабочего человека, состав крови
особый, и этот состав, и эта душа волнуют его постоянно. Вот, к примеру смотрим альбом, говорим о
семье, я бьюсь над вопросом, как же даётся людям семейное счастье, спрошу и его
- он такой человек, что и жил, и думал
над жизнью - спрошу, он начнёт отвечать, но тут же и зарулит на другое:
- Послушай, Васильевна, будет у нас хоть
когда-то порядок или уже не будет?
И
сам начинает рассказывать: идёт он вчера по территории комбината, а там
дорожники асфальт прямо в грязь стелют! Он к одному, он к другому, он к третьему: да что ж вы
делаете, ребята?! А ребят разрывает от возмущения: «Ну, что разбегался, дед?!
Все так работают!»
И
так постоянно: я ему про семью, он - про это.
Асфальт откипел, начал про плиты: идёт недавно в гараж, а у
деревообрабатывающего цеха плиты из ДСП сложили прямо в воде! Прямо в воде!!!
Он опять к одному, другому, четвёртому:
из этих же плит мебель делать, а мебель надо продать, а кому-то купить, и
купить не на год или два... А его опять урезонили: «Да что ты распсиховался?!
Ничего им не будет...»
И
вот рассказал, лицо раскраснелось, глаза разблестелись, голос срывется на
фальцет:
-
Ну, откуда ж мы взялись такие?!..
Мучит
его, уязвляет, больно смотреть на такую работу и на таких работяг. Он думает, я
писатель, всё знаю и разъясню, в конце концов, разберусь и точку над подобным
безобразием поставлю - никакого чувства хозяина у рабочего человека - нет!
Нина
Ивановна тоже разволновалась, снимает одни очки, надевает другие, она всегда –
волнуясь - меняет очки. И теперь поменяла, вздохнула:
-
Вот так он всегда... и чем успокоить, даже не знаю...
А
я усмехнулась: такое не успокоишь ничем, такое одним успокоишь – жизнью.
И
ещё открываю: человек, если он человек, то во всём и везде человек, и на
работе, и дома. И счастье семьи, наверное, начинается здесь: с личных
достоинств семейного человека. И я - как бы пробуя убедиться в этом - уличила
момент, когда Василий Фёдорович вышел к внукам, и спросила, обращаясь сразу ко
всем:
-
Неплохой человек ваш папа, да?
А
они - сразу все - так и глянули на меня удивлённо. И в воздухе будто повис
недоуменный вопрос. И первой пришла в себя Надя - эта во всём и всегда будет
первой - и теперь она звонко, насмешливо
бросила:
-
И только?..
И
все рассмеялись на эту Надину артистичность. И сразу все - на все голоса, сияя
лицами и глазами - бросились говорить, что их папа такой человек, каких земля
не часто рожает, о нём простыми словами и не расскажешь, да они от него - за
целую жизнь!- слова грубого не услыхали, они к нему и сейчас ещё плакаться
бегают, и он любого поймёт, научит, подскажет, не говоря уж о том, что при
особом случае и деньжат подкинет. Конечно, добрый, покладистый, великодушный,
но это не сладенький киселёк, и, если однажды Надя - было такое дело, Надя
всегда характером тот ещё перец была, а в девятом классе вообще возомнила себя
самостоятельным человеком, имеющим полное право на свободную личную жизнь - и
вот однажды, родителей не предупредив, она, заучившись, так и осталась спать у
подружки. Отец всю ночь пробегал вокруг домов по Мунчештской, а утром, увидев
её, спокойно идущую к дому, размахивая портфелем, схватил - что под руку
попалось, шланг от стиральной машины - и молча, без всяких там наставлений и
вздохов - всыпал пониже спины! И этим не только Наде, а сразу всем детям и уже
на всю жизнь напомнил, что, конечно, личная жизнь - это большое завоевание
человека, но обязанность каждого быть человеком и уважать личную жизнь других -
никто ещё тоже не отменил. Да он вообще - всегда и во всём - и в повседневной
жизни, и на самых крутых её разворотах - всю ответственность за семью - брал на
себя. Как и должно мужчине.
- А хозяин
какой! - несколько раз повторила Таня и все наконец услыхали и подтвердили, что
- да, папа хозяин отменный, он по дому любую работу умеет и сделает, а, если
купит какую-то вещь - неважно какую, ковёр или тёрку - эта вещь окажется такой
настоящей, что не только будет служить годами - её в руки приятно взять.
Кстати,
свой личный газик он тоже так покупал: по-хозяйски. Задумал купить
восьмиместный, чтоб вся семья поместилась. Года четыре искал, восьмиместный не
попадался, вся семья уже уморилась ждать
и просила переиначить, и со временем превратила эти отцовские поиски в самые
ядовитые шутки, а он только посмеивался
да молчал, но другой машины ни за что не хотел: душа не лежала, вещь неудобная,
значит, ненужная. В конце концов, наткнулся-таки на что-то разбитое в пух и
прах, не машина, а куча металлолома, и опять - как когда-то в юности - своими
руками, только своими, даже Колю, старшего зятя не подпустил, хотя Коля тоже
мастеровой человек и шофёр, с Колей тоже
не любой в работе посоревнуется, но он даже Коле газик свой не доверил, сам над
этой кучей металла поколдовал, разобрал и собрал, и вот он газик на карточке:
не машина - игрушка, и так сияет, что больно глазам смотреть! А когда придёт
воскресенье, отец подкатит к крыльцу свой восьмиместный, дети усядутся по
подбортикам, внукам бросят всякие пледы на
пол, те разлягутся, раздурятся как молодые щенки, и - поехали всей семьёй, всем
кагалом в лес за грибами! Погода отличная, верх машины откинут, грянут песню -
а голоса у всех звонкие, чистые, не семья, а ансамбль международного класса -
песня такая польётся, что дорога, заслушавшись, сама собой расстилается...
Отец
и огородник завзятый: крестьянин! Всегда у него клочок земли под рукой, всегда
свои фрукты-овощи, своя пахучая с грядки зелень, у них в доме всегда первый
весенний зелёный борщ, друзья и соседи
едят, наесться не могут... Даже на крайнем Севере он исхитрился выращивать
овощи. У природы и той не хватало терпения эти овощи нянчить, помидоры к
примеру, даже не думали дозревать. Но отец зелёными сунет их в валенки и - на
печку!
Целая
жизнь прошла, дети выросли, у них свои дети, но вспомнили Север, печку, первый
красный из валенка помидор, свой детский восторг, и их глаза заблестели, голоса
раззвенелись, и - взрослые люди - они превратились в детей, расшумелись,
хватают один другого за руку: «А помнишь?..», «А ты, Таня, помнишь?..»
Всё
помнят! И эта память о праздниках детства - от отца пожизненный им подарок.
Коля
жестокий молчун, за весь вечер ещё не сказал ни слова. Но, видно, столько
хорошего к тестю скопилось в его душе, что ион не стерпел:
-
И главное, какой есть, такой есть, всегда и со всеми...
Колин
негромкий голос так неожиданно прозвучал - прямо как пушечный выстрел - вмиг
голоса оборвались, все глаза устремились на Колю, и Надя, первая оценив его
мысль, поддержала:
-
Золотые слова, отец никогда не делился...
И
- рассказала: бывало, ребёнком - надо для школы какой-то стендик - попросишь
папу дощечку принести, он же на мебельном комбинате работает, там эти дощечки
под ногами валяются, а отец протянет трёшку: «Надо - купи». И Надя - глазами
воткнувшись в стол, пальчиком потирая
скатерть, будто бы протираясь к
какому-то смыслу - задумчиво проговорила:
-
Че- ло- век...
И
даже Эмиль - самый завзятый болельщик футбола, не отрываясь от телевизора -
подтвердил:
-
Да, достоинство редкое...
А
Нина Ивановна - она деликатная, и хоть они её дети, не перебьёт, не выскочит со
своим, не навяжется - она дождалась, когда все помолчали, поменяла очки,
задумчиво говорит, будто внутри себя просеивает всю жизнь:
-
Да, с мужем мне повезло...
Им
повезло с отцом, ей- с мужем.
Василий
Фёдорович - семьянин от Бога. У него редкое качество для мужчины - вне дома нет
ни дружков, пи тёплых компаний, ни любимых буфетов. После работы - только
домой. А дома - трое детей, забота
немалая - чтоб всех троих на ноги поставить, пришлось! попотеть и ей, и ему.
Всю жизнь оба работали, у обоих - шофёр и продавщица в буфете - специальность
не мёд. А домой прибегут - всё делают вместе.
Они
работу домашнюю на женскую и мужскую никогда не делили, и муж за любую - какая
необходима вот в эти минуту - за ту и хватался: и набойку подобьёт, и картошку
почистит, и вымоет пол, и бельё постирает, и приглашений не ждёт - сам всё
видит, всё понимает и сделает, лучше не надо.
А
ещё бывало такое: он приедет из командировки, по лестнице поднимается, и Нина
Ивановна уже по шагам его слышит - как oн устал! И даже не входит в дом, а - вносит себя. Нина Ивановна
поднялась, показала, как именно вносит: руками за бёдра схватился, разогнуться
не может! А у неё - как на зло - «консервный сезон» в разгаре: крутит компоты-соленья,
вся кухня в банках и выварках, все четыре конфорки горят, пар клубами вьётся,
она - мужа шаги услышав - готова себя убить, но деться некуда, всё кипит, и
надо его докрутить. Но муж ей слова упрёка не скажет. Руки от бёдер
отцепит, закрутку возьмёт, закрутит все эти банки, сложит, как надо, тёплым
накроет, пропади они пропадом! И ей, с улыбкой в лице: «Всё?» «Да всё уже, всё,
пропади оно пропадом!» «А раз всё - давай отдыхать!»
Тридцать
три года вместе, целая жизнь, но он газету не развернул, не включил телевизор,
если она колготилась. Сначала её усадит, и только тогда сядет сам! Нина
Ивановна ладонью шлёпает по дивану: вот сюда, на это место, усадит её, а сюда
сядет сам.
А
сама говорит и плачет: привыкнуть не может, до самой души волнует её забота и
благородство мужа.
Такого
нельзя не любить...
Смотрю
на эти прекрасные слёзы, на просветлённые лица детей и тоже вроде не по себе:
не часто встретишь такое. И как же всё просто, - думаю, потому что как ни
крути, а за машинами, набойками, компотами и помидорами в валенках встаёт
высочайшее качество этого человека - трудолюбие и надёжность. На нём и держится
вся семья, черпая и силу, и смелость, и красоту.
А
ещё я подумала: мы привыкли рядом со словом семья
видеть другое слово - женщина, и это
естественно: от женщины род человеческий, она - мама, забота, тепло и терпение,
она - бесконечная вера в своих детей. Женщины дома Пынзарей не исключение:
верные жёны, преданные мамы, искусные хозяйки и мастерицы, у них и дом в
порядке, и еда вкусная, и дети глядены, и платье по самой последней моде. Ещё
они и красавицы, и певуньи, и хохотушки, На них смотреть и то уже удовольствие.
Они - как цветы на канве - радуют сердце и глаз. Но, чем дольше на них смотрю,
чем больше достоинств в них открываю, как бы отчётливей обнажается вроде ещё
никем не открытая истина: женщина тогда цветок на канве, когда муж - основа
канвы; и всё лучшее, чем природа одарит женщину - доброта, красота, весёлость -
держится мужем.
Ну,
а что касается секретов семейного счастья, то дошёл у нас разговор и до них.
Мы
ещё посидели и чаю попили, и я, наконец, спросила:
-
И всё-таки самый-самый первый урок...
Нина
Ивановна, услыхав такой серьёзный вопрос, поменяла очки, вздохнула особым
подготовительным вздохом и...
….они
с мужем сказали это разом, даже не глядя один на другого, будто читали мысли
друг друга на расстоянии:
- Из воробышка не делать коровушку...
Сказали, и все рассмеялись над тем, как дружно
у них это вышло. И они рассмеялись тоже. И вот так, смеясь и дополняя друг
друга, стали рассказывать, как им открывались секреты семейного лада.
Они
поженились, как женятся многие молодые: опыта никакого, совета никто не даст,
нет у нас про семейную жизнь ни книги толковой, ни слова авторитетного, даже
наоборот, в нашей традиции нос совать в чужую семью не положено. Чужая семья –
потёмки, будто люди семьёй не веками живут, а со вчерашнего дня, и каждый лепит
свою семью на свой страх и риск. И они - как и многие молодожёны - любить друг
друга любили, но не очень-то знали один другого, к тому же у каждого свой
характер - и характер не из простых - и подчиниться один другому даже не думал.
Словом,
как-то после работы пошли они прогуляться, зашли в магазин, купили батон,
повстречали подружку, слово за словом, шутка за шуткой, и Василий Фёдорович неожиданно
расшутился, развеселился, разговорился - не узнать человека: лёгкий, весёлый,
смешливый, подружку под ручку взял... Нина Ивановна - ошеломилась! Все её
чувства прямо вскипели! Да и трудно им не вскипеть: вот его карточка того
времени: в глазах огонь и брови вразлёт - красавец! От такого любая вскипит. И
вот наша Нина Ивановна идёт, губки поджала, шутки не слышит, сама себя и
накручивает: значит, он с девушкой, а я - с батоном? Рассвирепела и - как сунет
ему батон! Он батон машинально взял, но на её настроение никакого внимания. Она
совсем разозлилась! И вот, наконец, распрощались с подружкой, явились домой, и
она - давай ему выговаривать, давай школить, давай хорошим манерам учить! Раз-бу-ше-вааа-лась!!! А он
растерялся, стоит, ничего понять не может, батон к себе прижимает: какая муха
её укусила? Но допекла! Надоела её зуда, а слов сгоряча не нашёл - да и какие
слова? о чём должны были быть слова? - и он - он хотел оборвать поток её слов -
да как размахнётся батоном: хватит, мол, тарахтеть! А она - испугалась! Да так
и присела! А он смотрит: только что храбрая, языкатая, грозная, а вдруг стала
маленькая-малюсенькая, глаза широченные от испуга: вот тебе и геройка!
И
он - рассмеялся! Хохочет, на неё батоном показывает - хохочет, остановиться не
может. Но и она молодец: она тоже увидела эту историю глазами мужа и
рассмеялась тоже.
И
на всю жизнь запомнили оба: как ржа ест железо, как моль - хорошую вещь, так и
в семейной жизни какая-то чепуха, настроение, ревность, мелочь пузатая, но,
если ей волю дать - самое дорогое съест.
Вот
тогда они договорились уже словами - а к слову будь сказано, великая вещь
говорить словами друг с другом обо всём, что волнует, а не накапливать молча
всякую неприязнь - они и договорились: не будем коровушку лепить из воробышка,
не стоит и ревновать друг друга к встречному-поперечному, дома любиться надо, а
на людях нечего чувства свои выставлять.
Ну,
а со временем открыли, конечно, и другие секреты, и тоже очень простые:
чуть-чуть побольше уважения друг к другу,
чуть-чуть побольше терпения, чуть-чуть почаще улыбок, чуть-чуть побольше
тёплых отрадных слов, чуть-чуть побольше спроса с себя самого, а за другим -
если что-то тебе не понравилось - иногда можно и не заметить.
Смотрю
на них: лица смущённые, будто стесняются простоте своих правил. Но думаю, всё
прекрасное па земле строится на простом. Даже их деликатность - один говорит,
другой с интересом слушает, и даже ребёнка не перебьют - даже их деликатность
за этим домашним столом лучше слов
подтверждает: хорошие, умные правила!
И
всё-таки...
Всё
таки думаю, правила появились потом, а связала их общая суть: за что она его
уважает, за то и он уважает её.
Нина
Ивановна и Василий Фёдорович, поженившись на Севере, там же построили свой
первый дом. Вот он на карточке: широкий, просторный, нарядный, на окнах резные
наличники, изысканные ворота, крыльцо, деревянная красота. За домом - тайга и
вечность. Дом как из сказки. И этим своим богатырским размахом и красотой он
похож на своих хозяев. Строили по подобию своему, как Боги, - думаю я, и,
засмотревшись на карточку, мимо ушей пропустила, что они мне объясняют про этот
дом. А Василий Фёдорович уже несколько раз пальцем ударил в ворота:
- Да глянь же, Васильевна, наконец!..
Оказалось,
ворота - это не просто вход или въезд, это - визитная карточка дома, гордость
хозяина. И ещё оказалось, что именно их ворота получились красивейшими в округе.
Люди к ним приходили и приезжали фасон снимать, а заодно и узнать, где же живёт
этот чудный мастер, сотворивший редкую красоту и как его можно найти...
-
А это не мастер, это Нина Ивановна вот этими ручками – брёвна тесала...
Он
сказал и, сияя лицом, глянул на эти ручки. А Нина Ивановна застеснялась и
как-то невольно прикрыла руку рукой. А я, увидев его восхищение ею, опять и опять поняла, какой же он не
пустой этот звук - трудолюбие, и как много через него строится между людьми.
Ещё
поняла, что такой взгляд, каким он ласкал её ручки, и такие чувства мужа к жене
- на склоне прожитой жизни - это и есть - настоящее счастье...
А
вот ещё одна важная карточка: на фоне сибирского дома, в мотоцикле, трое детей:
Надя, Витя, Таня. Сибирь, мороз, дети закутаны так, что лица и не видно, но они
вообще ещё будто загадка, и кто из кого получится - неизвестно.
Я,
представляя, сколько любви вложено в этих детей, улыбаюсь Нине Ивановне:
-
Ну и как, интересно знать, вы их воспитывали?
За
очками блеснул знакомый решительный взгляд:
-
Воспитывать некогда было, но в порядке держала!
Вот
так! Никаких теорий и баловства. Она во всём исходила от жизни: разделила
квартиру на три равные территории, и каждый
ребёнок - с младых ногтей - отвечал за свою: мыл, убирал, трусил,
чистил. Каждый ребёнок умел себя обстирать, сходить за продуктами, вымыть
посуду, почистить обувь сразу для всей семьи, у каждого была своя грядка на огороде...
Кстати скажу, в этот вечер - после нашего чаепития - посуду мыла трёхлетняя
Магда, просто была её очередь мыть, и каждый раз из кухни я слышала
недвусмысленный звон разбиваемой чашки или тарелочки, а Нина Ивановна заметив,
что это меня волнует, сказала: «Не беспокойтесь, пусть бьёт, я нарочно купила
дешёвой посуды, иначе, как её научить?..
Все дети это прошли». Вот так я
увидела её педагогику в действии, и моё восхищение просто не знало границ. И
дети работу на женскую и мужскую никогда не делили. Витя - как и девчонки -
стирал, чистил картошку, мыл лестницу... Как-то соседка - уже в этом доме -
увидев Витю, моющем лестницу, упрекнула Нину Ивановну: «Зачем это вы унижаете
мальчика?» А Нина Ивановна, еле сдержав характер, чтоб не ответить как надо, скромно
сказала что, мол, впервые слышит, чтобы работа унизила человека.
-
Не-ет, работа - великая вещь...
И
все согласились с её словами, что действительно да, великая вещь вот эта работа
с детства; они обучились не просто стирать и варить, обучились не просто
хозяйской сноровке. Они обучились - ответственности за дом. И тот же Витя
сегодня - когда сам он уже хозяин дома, муж и отец - после работы, домой
прибежав, сделает всё, что надо, «как папа». И может, поэтому в его доме всегда
сидишь с удовольствием: здесь не просто во всём порядок, а - улыбка, доброе
слово, нежность.
Словом,
опять учили вроде простому и неизбежному: себя обслужить. А научили самому
сложному: с радостью тратить себя ни самое важное в жизни: дом, семья, дети,
друзья...
Смотрю
на них, нот они перед глазами: Надя, Витя, Таня. Половина альбома уже занята
ими. Их детство. Их свадьбы. Их друзья. Их подружки. Их дети. Они, конечно,
люди другого времени. Нина Ивановна свою жизнь вспоминает - плачет: время было
тяжёлое, много горя, болезней, тревог. Они - смеются.
Они
не прочь подшутить над сентиментальностью и старомодностью родителей. Даже
сейчас, пока смотрим альбом, Нина Ивановна разволновалась, пошла искать другие
очки, а очки задевались куда-то, она
ищет, найти не может, все говорят, оставь, мол, бог с ними, потом найдём, а
насмешник Эмиль - глаз от футбола не отрывая - им возразил «Правильно, ма,
ищите, ищите! С теми очками совсем другие мысли пойдут». А уж основательность и
медлительность Василия Фёдоровича вообще обсмеяли со всех сторон! Чего только
стоит Надин рассказ, как он газик свой создавал. «И искал-то всего ничего года
четыре, и собирал всего ничего - года два». А у Нади натура художественная,
глаз приметливый, изобразила, как именно собирал, как каждую гайку пальцами мял да обсматривал, хмуря брови; а
голос у Нади звонкий, хохочет, в ушах звенит:
-
С думами собирал!
Насмешники!
И
всё-таки это дети своих родителей. И похожи на них не только внешне, похожи -
душой. И мне показалось, зятья и невестка тоже на них похожи, и даже не знаю,
им повезло или просто хорошее - заразительно.
Интересная
подробность: в семье Пынзарей сошлись люди разных национальностей - молдаване,
русские, евреи, украинцы.
Спросила
Нину Ивановну:
-
Ну и как решаете национальный вопрос?
Беспечно
махнула рукой:
-
А нам всё равно! Мы сами уже не знаем, какой мы национальности...
И
тут же поведала целую повесть о том, как
в сущности интересно: она русская и, естественно, знала щи и русскую
кухню; муж молдаванин, и она - удивляя
свою дорогую свекровь Татьяну Михайловну - быстро освоила заму и прочие
митетеи; когда появился зять Коля, в
семье стали варить борщи и всякое разное по-украински; Эмиль - еврей, мама
Эмиля - хозяйка отменная, внучка Магда сходит к ней в гости, дома рыбу уже не
ест, пришлось учиться готовить её
по-еврейски...
Нина
Ивановна наконец рассмеялась:
-
Жизнь вообще интересная вещь...
Она
рассмеялась, похорошела, помолодела, а Таня, увидев маму такой, вскочила со
стула, оббежала угол стола, обхватила Нину Ивановну за плечи, рывком прижала к
себе и, вся раскрасневшись от тёплых чувств, сказала:
-
О них всего не расскажешь! Это такие люди, что нам с Эмилем, вот мы молодые, у
нас куча прекрасных друзей, но с родителями нам интересней, чем с нашими
молодыми друзьями...
Вот
на этом Танином порыве так и тянет закончить мой первый поход в семью Пынзарей.
Конечно,
мы ещё будем встречаться. И просто встречаться, и праздновать праздники, и
ездить в лес за грибами, и Нина Ивановна познакомит меня со своими друзьями, и
на этой окраине города, изъеденной зноем, грохотом, пылью, мне откроется чистая
звонкая жизнь настоящих людей. Она и спасёт меня в годы нашей вселенской
разрухи.
Но
это будет потом.
А
наша первая встреча закончилась так: на землю спустился вечер, в чёрном небе
засияла звезда, на стол - из-под круглого абажура с кистями - полился тёплый
оранжевый свет, и мы, уморившись от бури воспоминаний, откинулись в своих
стульях, притихли, и каждый как бы задумался о своём.
В
эту минуту я невольно открыла альбом с начала.
А
на первых его страницах красовались фотографии стариков: бабульки, прадедушки,
бабушки, дедушки...
Они
- не мы, фотографировались без баловства, а всерьёз, как на отчёт перед
вечностью: чинные позы, важные лица, сами карточки на толстом – вечном -
картоне с подписью фирмы, творившей их. Смотрю на них, они на меня. Глазами
этих людей смотрит с альбома лицо не нашей раздёрганной, себя потерявшей, а
полной строгости и достоинства жизни. Они ещё жили в вечности, - подумала я. А Нина Ивановна, глянув через
плечо, на что я там засмотрелась, вспомнила бабушку...
И
вот слово за словом, и все уже бросились вспоминать своих дорогих дедов и
бабулек, их бесконечную доброту, смешные привычки и потакательства детям, их
пышные пироги и новогоднюю ёлку до самого потолка, и дедом соструганные такие
«вычепурные» сани, что весь посёлок считал за честь прокатиться на них, и,
безусловно, бабкину пудру «Лебяжий пух», тщательно прятуемую кокеткой-бабкой от
посторонних глаз как самый великий её секрет... Ну и, конечно, достали их
ордена, медали, награды, поделки, стали перебирать, вспоминая их мужество, их
искусство, их неслыханную сердечность... И вспомнили любимую песню деда. И
неожиданно для себя - запели.
Это
была старинная песня про горькую долю, про злую судьбу-разлучницу, про верность
до гроба, про то, что сильнее смерти - любовь…
Из
соседней комнаты-спальни - как из зелёной дубравы - на песню вышли глазастые внуки,
остановились в дверях, а песня втягивала в себя, и они тихонько подсели к столу
и тоже подстроились петь своими тонкими детскими голосами.
И
вот поют...
Про
злую судьбу-разлучницу. Про то, как трудно жить человеку и как мало ему удаётся. Про то, как мучительна
верность и всесильна любовь...
А
я удивляюсь, как эти песни подходят их голосам и лицам.
И
как хорошо напомнили они мне, что всё лучшее на земле создаётся именно
верностью и любовью.
И
само собой вспоминаю, что эти старинные песни - это и наши песни: все мы дети
единого человечества, и всё лучшее в нас держится верностью и любовью. И было
бы интересно узнать, - думала я, каким таким всё-таки чудом и Нина Ивановна с
Волги, и Василий Фёдорович с Днестра сумели постигнуть науку жить так, чтоб от
этих значительных дедов с их ощущением вечности к вот этим глазастым внукам -
протянуть незримую, хрупкую, но такую необходимую жизни - ниточку
человечности...
Лидия
Латьева, 1986 год
Часть 1V, эпизод 2 из цикла "В поисках мира, в котором живём: поговорим? подумаем?"
и
белые
Комментариев нет:
Отправить комментарий