С декабря 1995 года по январь 2000 года в
Кишинёве – на средства коммунистов, пришедших к власти - стали издаваться литературные газеты на русском и молдавском языках. Русскую -
«Литератор» - возглавил замечательный
поэт Николай Савостин, а делали газету
две женщины-журналистки: Тамара Шмундяк и Юлия Воробьёва. Эрудированные, с отменным вкусом и пером, редкие труженицы, доброжелательные,
ответственные, они собрали вокруг газеты лучшие
имена писателей, художников, журналистов, флористов, словом, всех, кому даровано природой мыслить,
чувствовать, восхищаться, творить прекрасное. Это был настоящий праздник и для русских, и для молдавских работников
культуры, стремившихся выстроить пространство доброты и взаимного понимания,
такого необходимого всем нам.
К
несчастью, в наше трудное время подобные
праздники коротки. Газета выходила всего 5 лет, листы её уже пожелтели. Но и сегодня
перечитываешь её с удовольствием. А номер, посвящённый 200-летию Пушкина, особенно
радует сердце: стихи, заметки, воспоминания, пушкинские рисунки, изделия
кишинёвских флористов, посвящённые поэту… Пушкин всегда был близок молдавской
земле: будучи в ссылке, он посвятил ей немало прекрасных стихов и поэм, здесь
он начал писать «Евгения Онегина». Молдова бережно хранит о нём память. В
Кишинёве, Тирасполе, Бендерах, Долне – стоят памятники Александру Сергеевичу,
открыты дома-музеи, трепетно оберегающие каждый шаг поэта на бессарабской
земле. Молдавский был первым иностранным языком, на котором прозвучал
пушкинский «Кавказский пленник» в переводе талантливого Константина Стамати, когда
«дикая молдавская муза, одушевляя слабый гений мой, дала мне смелость начертать
на молдавском диалекте несколько отрывков русской словесности…»
Конечно,
и мне, Лидии Латьевой, как и всем почитателям
«Литератора», хотелось участвовать в работе над юбилейным номером. Я предложила
рубрику «Пушкин в моей судьбе». Мне хотелось, чтоб о встрече с Пушкиным
рассказали люди, далёкие от литературы…
Сердцу станет веселей
Мне было двенадцать.
Маленький городок,
российская глушь, живу с бабушкой, бабушка по ночам дежурит в какой-то конторе, я с ней, читаю.
Однажды – даже не
помню, кто дал - у меня оказались
«Повести Белкина», и первой я прочитала «Барышню-крестьянку».
Что случилось со мной –
передать невозможно. Я бы сказала так: случилось очарование чистотой. Чистотой
первой любви, юных сердец, запахов леса, пушкинских слов. Эта повесть как бы
втянула меня в свой восхитительный мир, и невозможно было вернуться в обычную
жизнь.
Но как не вернуться?!
Как не вернуться, если
захлопнешь обложку и сразу окажешься там, где ты есть: контора, глушь,
придирчивые бабушкины глаза.
Однако я была
своевольной девчонкой, привыкла стоять на своём, и, если решила не
возвращаться, то и нашлась: открыла тетрадь и – буквально переливая из книги в
себя каждое слово – переписала всю повесть.
Потом пройдут годы.
Тетрадь с переписанной
повестью потеряется.
Но Пушкин останется
самым высоким и чистым, что подарила мне жизнь.
Анна
Деменко, машинистка
Обида
Начало
50-х. Зимние каникулы. По причине мороза, ветра и худой одежонки мама нас на
улицу не пускает. Мы с сестрой и её подружкой отсиживаемся на печке.
Девочки
играют в тряпичные куклы, а я читаю томик Пушкина. Это была красивая книга, в
твёрдом переплёте, с запахом свежести. Её – из самого Ленинграда! – за победу
на всесоюзных соревнованиях по лёгкой атлетике привезла сестра Мила, студентка
кишинёвского пединститута. Читал я её бесконечно. Это была не книга, а настоящее чудо.
Неожиданно
девочки размечтались: «Найти бы клад, пошли бы в кино…»
В
сельском клубе крутили «Тарзана», и мы все трое грустно притихли.
И
вдруг я вспомнил, как летом – когда старшеклассники переловили сусликов на
колхозных полях – пионервожатая написала об этом в газету, и ей заплатили
деньги… А как раз во вчерашнем номере эта же газета
«Тынэрул ленинист» объявила конкурс на лучшее стихотворение.
«Если
за каких-то противных сусликов платят деньги, - озарённо подумал я, - то что уже
говорить…» Так возникло решение заработать. Я аккуратно переписал из красивой
книги самый красивый стих и отправил в газету.
Ответ
нас ошеломил.
Он
пришёл удивительно быстро и в настоящем
конверте, а не в треугольнике, к
каким мы привыкли.
И
вот торжественно открываем конверт, вынимаем ослепительно белый лист,
расправляем его, а… денег нет! Вместо них редакция вежливо уведомляет, что
присылать надо свой стих, а не пушкинский.
Это
был жестокий удар!
Ночью,
когда мама потушила керосиновую лампу, и весь мир погрузился во тьму, и за
окном мело, выло, стонало, я – вжимаясь в подушку и боясь шевельнуться от
страха - жарко спорил с редакцией,
пытаясь ей доказать, что она не права. Потому что лучше, чем Пушкин -
нельзя написать:
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
И
вот прошла целая жизнь.
Но
я и сейчас уверен в своей былой правоте: лучше, чем Пушкин, обо всех моих
чувствах, мыслях и настроениях – написать невозможно.
Михаил
Мунтян, директор медицинского центра «Мунтения»
Письмо
к незнакомке
В
нашем лицее есть музей Пушкина: комната, стенды, книги, фотографии и несколько
лицеистов, которые исполняют роли экскурсоводов, если в музей заглянут какие-то
гости. А так как наша специализация – иностранные языки, то и Пушкин в нашем
музее звучит не только на русском, но и на английском, румынском, французском,
немецком, польском…
И
вот в прошлом году, хотя я «англичанка», мне поручили вести экскурсию на
французском. Французский, как и румынский, мне кажется, просто созданы для
поэзии, и Пушкин на этих языках мне очень нравится. Поэтому, получив задание, я
горячо взялась за него.
Среди
других материалов в программе было два произведения, написанных самим Пушкиным
по-французски. Прежде всего известные всем «куплеты». Пушкин в них говорит о
летучести человеческой жизни и всего, что в ней выпадает: любовь, скука, пошлость, время. Звонкие,
лёгкие, с игривым – будто улыбка –
рефреном куплеты меня заразили своим озорным настроением, и я их учила тоже как
бы смеясь.
Вторым
в программе было «Письмо к незнакомке».
Пушкинисты
подозревают, что писалось оно какой-то конкретной женщине, но – кому? - так и осталось загадкой.
Это
– письмо о любви.
Одно
из тех посланий, какие мы пишем в сердце и которым не суждено дойти до нашего
адресата… « Я не прошу ни о чём, я сам не знаю, чего хочу, тем не менее я вас
люблю…»
Кода
я стала его читать, то неожиданно разрыдалась, и уже до конца учила письмо в
слезах. Казалось, что это письмо ко мне от кого-то мне не известного, или
письмо от меня, тоже мне не знакомой, так как я даже думать не думала, что во
мне накопились все эти жгучие чувства: и горе, и боль, и тоска…
Так
Пушкин открыл мне меня, не знакомую самой себе.
Инга
Новосёлова, ученица 11 класса лицея им. А.С. Пушкина
Двойник
Но однажды русская
девочка прочитала: «Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные
поляны Льёт печально свет она…».
Это было такое
совершенство, что я испугался и в ужасе скомкал свои стихи.
Так я не стал поэтом.
И позже всегда: каждая
встреча с Пушкиным выливалась в потрясение.
Так, например, прочитав
его «К няне», застывшей в каменном ожидании под часами с кукушкой, я – человек
жёсткий – плакал.
Режиссёром, в
семидесятые годы, я задумал поставить в Русском театре имени А. Чехова
«Маленькие трагедии». И опять пережил удар. Они такие маленькие, «Моцарт и
Сальери» - 9 страниц, что только начал читать, как всё закончилось. Я тут же
решил: ставлю все! Но чем дольше читал, чем больше приоткрывались пропасти
смыслов, чем ясней становилось, что этих смыслов в каждой из них любому другому
поэту хватит на 5-актную драму, тем страшней становилось мне. Я понял, что это
такая «малость», какую я не постигну и не пойму даже за несколько жизней. В
литературе никто не писал так ёмко, как Пушкин. Двумя словами «народ
безмолвствует» он сказал о народе всё: его трагедия, сила, бессилие, когда
безмолвствует, даже если кричит…
О человеке Пушкин знал
всё. Больше того: тьму и боль личной жизни он каким-то непостижимым ферментом
души перерабатывал в свет. Другого такого светлого гения природа не знает. Он,
безусловно, божественное явление. Как божественна Библия, которая помогает нам
выжить…
Рядом с Пушкиным
понимаю, что великая поэзия – это моё…
А, если ещё погулять по
нашим пушкинским местам, приближаясь к нему общим воздухом и пространством, то
особенно чувствую, как много во мне от Пушкина…
Так перепутались наши
миры, что сам иногда не могу решить, кто ж из нас двоих – действительный
Пушкин.
Илья
Тодоров, режиссёр, Мастер искусств
Самый-пресамый
В детстве мне очень нравилась
сказка о царе Салтане.
Мы жили на даче, и
дедушка читал мне её всё лето. Я не мог уснуть, пока он не почитает. Дедушка
даже ворчал: «Ты меня задолбал своим Салтаном!». Сам не знаю, в чём дело и чем
она мне так нравилась.
Я даже не понимал, что это стихи. Думал – кино. Он
читает, а я вижу картины: и лукоморье, и лешего, и Гвидона, и тридцать витязей…
Царевну Лебедь я видел обыкновенной красивой девушкой, без всякой звезды во
лбу. Даже странно, что Пушкин придумал какую-то звезду, как прожектор у
локомотива… Но больше всего мне нравилось, что Гвидон проучил тёток Бабарих за
все пакости, которые они ему сделали.
Вообще от всех этих
сказок чувствуешь что-то хорошее, доброе. Иногда нервничаешь или чего-то
боишься, а послушаешь сказку или стихи и уже думаешь, что не надо переживать,
всё будет хорошо…
К сожалению, я расту, становлюсь большим, и из сказок уходит их
волшебство, они превращаются в обыкновенные сказки.
А сам Пушкин такой
человек, который всё время работает, пишет, едет куда-то, живёт в ссылке… Он не
очень счастливый, и мне это жалко…
Стих
Юра
Сухонос, ученик 4 кл. школы Петровских
Стих
Пушкинские стихи, сказки, поэмы, его биографию я, естественно, знала с детства. Но так получилось - трудно сказать почему - что очень долго, лет до четырнадцати, в моей душе пребывал «школьный» Пушкин: певец декабризма и вольнодумства. И вдруг подружка-москвичка присылает письмо. Сплошные крики «ура!». Оказалось,
она заболела, в школу не ходит, весь день читает «Онегина», упивается и
восхищается.
Письмо меня поразило: чему восхищаться в «Онегине»?
Я тут же помчалась в библиотеку, взяла «Онегина», прилетела домой, открыла и…
С этого дня для меня начался – живой Пушкин.
Начался, чтоб не кончиться никогда
Пушкин тем и прекрасен, что каждый возраст в нём находит своё
Когда у меня появился парень, начались отношения и разборки: то он не понимает меня, то я его, - внезапно возник жгучий интерес к самой личности Пушкина. Особенно волновали меня его отношения с Гончаровой. Читала всё, что было на эту тему. И совершенно не согласилась с теми, кто утверждал, что не мог такой человек, как Пушкин, выбрать жену как бы ниже себя. Я полагала: мог, любовь зла… И рядом с таким человеком, как он, вполне мола оказаться заурядная женщина, которой хотелось и доли получше и муженька постатней. Я понимала, что его великий талант любить «душу твою» в её сердце отзвука не нашёл. Было больно за Пушкина, и стихи его зазвучали глубже и драматичней.
Письмо меня поразило: чему восхищаться в «Онегине»?
Я тут же помчалась в библиотеку, взяла «Онегина», прилетела домой, открыла и…
С этого дня для меня начался – живой Пушкин.
Начался, чтоб не кончиться никогда
Пушкин тем и прекрасен, что каждый возраст в нём находит своё
Когда у меня появился парень, начались отношения и разборки: то он не понимает меня, то я его, - внезапно возник жгучий интерес к самой личности Пушкина. Особенно волновали меня его отношения с Гончаровой. Читала всё, что было на эту тему. И совершенно не согласилась с теми, кто утверждал, что не мог такой человек, как Пушкин, выбрать жену как бы ниже себя. Я полагала: мог, любовь зла… И рядом с таким человеком, как он, вполне мола оказаться заурядная женщина, которой хотелось и доли получше и муженька постатней. Я понимала, что его великий талант любить «душу твою» в её сердце отзвука не нашёл. Было больно за Пушкина, и стихи его зазвучали глубже и драматичней.
Можно
сказать, что именно Пушкин, открывая мне мир сложных человеческих чувств, не
просто учил меня чувствовать, но и искать в человеческих отношениях душу и
ясность.
Это
открытие в свои восемнадцать лет меня потянуло выразить словом. А так как мой
внутренний мир был переполнен Пушкиным, то и слово, естественно, оказалось –
стихом.
Единственный
стих за всю мою жизнь.
Оставь приоткрытым окно:
Все звуки смолкают в ночи.
Мы спорим с тобой так давно,
Давай, наконец, помолчим.
И глупые наши слова
Развеет ночной ветерок.
Надела Земли голова
Сияющий звёздный венок.
Под ним молодая листва
Тихонечко песню поёт,
В ней слышится та простота,
Которой нам недостаёт.
Ирина
Атаманчук, врач-педиат
В конце этой подборки
хочу привести слова Максима Горького о
Пушкине, напечатанные в том же юбилейном номере «Литератора». Слова важные для
нашего времени, когда литература изгнана на задворки общественной жизни, и мы,
люди, в лице настоящих писателей потеряли великих учителей, способных шлифовать
и возвышать наши чувства и мысли. Горький сказал:
«Пушкин – первый почувствовал, что литература – национальное дело первостепенной важности, что она выше работы в канцеляриях и службы во дворце, - он первый поднял звание литератора на высоту, до него недосягаемую, в его глазах поэт - выразитель всех чувств и дум народа, он призван понять и изобразить все явления жизни».
«Пушкин – первый почувствовал, что литература – национальное дело первостепенной важности, что она выше работы в канцеляриях и службы во дворце, - он первый поднял звание литератора на высоту, до него недосягаемую, в его глазах поэт - выразитель всех чувств и дум народа, он призван понять и изобразить все явления жизни».
Спасибо, Александр
Сергеевич, за всё. Ты был бесконечно прав: «Душа
в заветной лире мой прах переживёт…» Пережила. Ты – навсегда с нами.
Лидия Латьева
Комментариев нет:
Отправить комментарий