среда, 29 марта 2017 г.

Новогоднее гаданье

В этом далёком-далёком детстве, таком далёком, что  даже не верится, будто этой трёхлетней девочкой -- маленькой внешне и взрослой внутри – была я. Но именно в эту пору  невидимый мир загадывал мне загадки, которые самым настойчивым  образом отложились в закромах моей памяти, чтоб уже никогда не оставить меня в покое.

Одна из таких загадок случилась в канун новогодней ночи  сорок первого года.

Этот предновогодний день был буквально соткан из запахов.  Из свежего зимнего воздуха,   выпечки и ванили,   мандарин и конфет. И, конечно, из запаха ёлки.  Пышная, свежая, до самого потолка, она, едва появившись, обдала весь дом дыханием леса, смолы, природы.  И мы, надышавшись этим великолепием, превратились в каких-то странных существ, возбуждённых приближением чего-то необычайного.

И когда  с чердака извлеклась коробка с игрушками, и сестричка Тамарочка, вынимая  одну за другой, улыбалась каждой игрушке отдельной  улыбкой, как улыбаешься чему-то тебе бесконечно любимому;  когда  деятельный братик Борька, нетерпеливо схватив список и деньги, уже на ходу дослушивая мамочкины напутствия, ринулся совершать заказ на игрушки из папье-маше и, прибежав назад – краснощёкий, запыхавшийся -   вытряхнул на кушетку целую гору всадников, рыб, лебедей, белочек, зайчиков, ангелов, сказочных домиков, дедов морозов, снегурочек и прочих чудес; и, наконец, когда мы – вместе с мамочкой – обложившись несметным богатством всяческих материалов, красили «золотом» и «серебром» орехи, из цветной бумаги клеили цепи, из фольги вырезали нити дождей, из ваты, крахмала и блёсток лепили  снежинки, а из пустых яиц создавали лица клоунов в остроконечных шляпах и с улыбкой от уха до уха; и уже когда - совсем наконец! -  украшалась ёлка, то это безумие запахов, чувств, сияний, всеобщего возбуждения уже разрывало меня изнутри. 

Я физически,  спиной, ощущала присутствие этого чародейства, этого Нового года как чего-то живого, только невидимого и не понятного мне.

Пытаясь хоть как-то в нём разобраться, я всех изводила вопросами: кто он такой – Новый год? как Он знает, когда приходить на землю?  и как получается, что Он сразу приходит во все дома в один день и час?  и откуда приходит? Вот это откуда грызло меня особенно.  Я даже подозревала, что Новый год – посланник небес. Тех самых небес, где в неустанном движении   сияющих звёзд и вечно другой луны, и вечно другого солнца, и вечно других закатов, и вечно других рассветов, в конце концов, где живёт Матерь божья,  которую бабушка Ефимия Даниловна  страстно просит в  ночных молитвах не оставить  весь род людской без её безразмерной милости -- происходит высшая жизнь, мысль о которой не даёт мне покоя ни днём, ни ночью. Но, даже если Новый год посылается  этой небесной жизнью, то зачем он  нам посылается и что он хочет сказать своим появлением?

Эти вопросы раздувались во мне в невыносимое   напряжение. И когда мамочка, смеясь, объявила: «Отбой! Пора собираться встречать Новый год», вот это встречать обдало меня как   огонь, сердце забилось сразу и в груди, и в ушах, и в горле: где встречать?! и как попадают туда, где можно встретиться с ним?!

Для нас накрывался праздничный стол, уже начинали сходиться соседские дети, нам разрешили всенощные посиделки, с семечками, орехами и рассказами о новогодних таинственных случаях, сказках, страшилках, загадках. Но ни застолье, ни посиделки не занимали меня. Вся превратившись в сплошные уши, я слушала звуки cборов из комнаты папы и мамы. И когда, наконец, услыхала, как хлопнула дверь их комнаты,  я – со стучащим сердцем, боясь пропустить момент – побежала  из детской, через кухню, в прихожую, и с ужасом крикнула:
- Мамочка!

А мамочка уже вышла за дверь, на крыльцо, но, услыша мой крик, слегка приоткрыла дверь, и я вижу её, освещённую светом прихожей, её  голубое  пальто и воротник из   рыжей лисы, закусившей зубами хвост; вижу высокие каблуки высоких ботинок на железных крючках. Она, держа дверь, повернулась ко мне своим озарённым лицом и улыбнулась:
 - Беги к детям, простудишься!

Это будет мгновенье. Один-единственный взгляд. Тут же дверь захлопнется и отрежет её от меня. Но за это мгновенье, увидев одним-единственным взглядом и пальто, и лису, и улыбку, я ощущу, что мамочкина красота не в пальто, лисе и высоких  ботинках,  и даже не в улыбке, обдавшей меня потоком тепла и любви, а в  состоянии мамочкиной души, приподнятости её духа,  предвкушавшего встречу с чем-то неизъяснимым.

И я побегу не к детям.  Я побегу к окошку в прихожей, увижу отца  на белом снегу: чёрный как ночь,  тонкий, высокий, без шапки, алая точка огонька папиросы едва освещает строгое, будто замкнутое, лицо.  Мамочка сходит с крыльца и, слегка торопясь, догоняет его, две фигуры на белом, сверкающем поле зимы... 

А я побегу к другому окну, в комнате мамы и папы, а потом уже к окну в детской, и отсюда увижу их, на узкой дорожке к калитке, он впереди, она сзади. Она, увидев моё лицо, улыбнётся, стукнет пальчиком по стеклу:
 -- Иди  к детям!

Дальше калитка, гора, и я их увидеть уже не смогу.

Но я не хочу-не хочу оторваться от них! Я упала лицом в подоконник и, всей собой ужимаясь в точку горла – в точку горла! в точку горла!! – и, мысленно вызвав их образ, мысленно  проводила их до  калитки, потом по горе, он впереди, она сзади, двое чёрных на сияюще белом. Я услыхала, как папа предупредил её:
 - Смотри, камень…

А она рассмеялась. Тихим, летучим, волшебным, насмешливым смехом. Будто смешно ей – вот такой, какая она сейчас - лёгкой и неземной - осторожничать перед каким-то там камнем. И в то же мгновенье я ощутила, что  их уже  нет на горе, исчезли.

Пустота, бездыханная тишина, беспредельное безмолвие ночи.

Словно на  волнах этого чудного смеха они оторвались, перенеслись через  камень, они уже Там, в том таинственном и неведомом Там, где встречаются с Новым годом.

 - Лидка! Ты что, заснула?!
Дети уже за столом, едят и смеются. А я стою на коленях, руки сложила на подоконнике,  воткнулась в  руки лицом и -   ничего не хочу: ни праздничного застолья, ни смеха, ни новогодних подарков, ни  страшных рассказов, до которых  обычно я большая охотница. Такая опустошённость! Будто меня с небес, усыпанных хороводом ликующих звёзд, швырнули на эту скучную, бедную землю.

Это моё новогоднее впечатление было настолько острым, что помню, как, встав на колени перед окном детской комнаты и опустив голову в руки, я проиграла свою зимнюю сказку летом.

И она проигралась.

И так поразительно точно она проигралась, что знойным солнечным днём я ощутила и свежесть, и белизну, и сияние снега, и то, как папа и мама – две чёрные тени на белом снегу -  прошли через двор к калитке, как папа сказал ей «камень», а она рассмеялась этим чарующим смехом, и они оказались Там, в  неопознанном мире, где встречаются  с Новым годом и звёздами.

После этого лета я совершенно уверенно знала, что    мир звёзд существует. Он живой. Он чувствует нас. И каждый из нас – и папа, и мама, и я, и Тамарочка, и любой человек -  способен попасть в этот мир.  Только для этого надо – как мама -- устремиться к нему особенной, чудодейственной, внутренней силой, движением духа к чему-то неизъяснимому.

Движением духа…

Конечно, уважаемый мой читатель, тогда, в моём детстве, самих этих слов я не знала. Но своё возбуждённое предновогоднее состояние, своё гадание и ощущение связи с чем-то, что выше земли и что я ощущала как небо, запомнила навсегда. И с годами, когда я осознанно начала искать мир, в котором живу, когда пыталась освоить всевозможные «духовные» практики, именно эта моя новогодняя попытка  -- духом – связаться с высшим неуловимым миром, служила мне образцом и поддержкой.
Лидия Латьева
Часть 1, эпизод 3 из книги "В поисках мира, в котором живём: поговорим? подумаем?"


Комментариев нет:

Отправить комментарий