четверг, 25 июля 2013 г.

Послевкусие, или ожидание Мессии на фоне Апокалипсиса.

Апокалипсис – это крушение системы, конец света.     
      
           
Послевкусие…
         
Оно остаётся после глотка мастерски выдержанного вина. И чем драгоценней вино, тем послевкусие – дольше. Время идёт, а память об этом вине расцветает, обогащаясь   нюансами, вкусами, ароматами, открытиями…

Похожее чудо может произойти и после хорошей книги.
Например, Дины Рубиной «Вот идёт Мессия!..»                                                                                                                

А между тем, казалось бы, чем же она поразительна эта книга?

В ней – по сегодняшним меркам – ничего завлекательного. Ни детективной фабулы, ни умопомрачительной катастрофы, ни сногсшибательного героя, ни изощрённого секса…
      
Словом, книга проста, проще уже не придумать. Житейские сценки из обыденной жизни израильтян: добираются до работы, играют с собачкой, выпускают  газету, следят за порядком в доме, открывают центры духовной культуры, собираются на веранде с друзьями, чтоб перекинуться парой фраз о текущих моментах жизни, выпить стакан вина, а то и надраться в стельку…

В самом построении книги  такая же простота, почти детское простодушие. Будто писательница Н., автор и героиня романа, – «и писательница известная» - не пишет роман, герой которого сам Мессия, а играет в детскую игру лего. Незатейливо прикладывая одну новеллку к другой. Герои которых – равноправны и равноважны. И даже себя – «писательницу известную» - она вставляет в общую панораму,  начисто исключив всякие там выспренности типа творчество или вдохновение. Нет! Пишет буднично, как кухарка чистит картошку. Проснулась, накинула халат на голое тело, подсела к кухонному столику, рукой провела по тетрадочке в клетку, во время оно купленной ею в СССР, за 94 копейки. СССР – бывшая родина писательницы. Как, впрочем, и родина почти всех героев книги. Потому что почти все они – бывшие советские люди – свалили в Израиль в знаменитом 1994 году.

Год – Большой алии.

Той самой массовой алии, которую известный каббалист Михаэль Лайтман ощутил «как боль и безответный зов в никуда…», как великую трагедию человека, потерявшего в одночасье всё – и Родину, и налаженный быт, и былое мировоззрение, и себя самого.

Роман «Вот идёт Мессия!..»  об этой утрате и говорит.

Но – как! – говорит.  Без надрыва. И даже без слова «утрата». А – своим ироничным, всевидящим оком – пронизывая картинки  повседневности  с её проблемами выживания, нелепостями, смертями и чудесными воскрешениями, с её высочайшими порывами и их смехотворными результатами, Дина Рубина создаёт картину такого  бессмысленного человеческого существования, в котором даже убийство – и убийство редчайшей людской красоты, уникальной в природе «лебединой шеи» - происходит нелепо. Как нелепа вся эта жизнь,  забитая до зубов горячечными и бесплодными человеческими метаниями.
           
Бред и хаос человеческой жизни.

Тот первобытный  хаос, где нет ни света, ни тьмы. Хаос до сотворения мира. И создаёт его сам человек, теряя опору  в себе, а значит - во всём.
           
И выход один – ждать Мессию!

Он придёт и -  как Творец в начале Творения –  победительно изречёт: «Да будет – Свет!» И Свет - возникнув – поглотит Тьму. И начнётся процесс зарождения истинной жизни. И человек обретёт себя, и почувствует твердь под ногой, и поймёт, наконец, зачем он пришёл в этот мир и что ему делать.

И в этом –  на грани безумия - ожидании чуда  таится такая горечь, такая беспомощность человека,  не сумевшего пустить корни в землю родной, с трудом обретённой  земли, что, читая книгу – и смеёшься, и плачешь.   Это редкое сочетание смеха и слёз, фарса и боли  - делает книгу неповторимой.

Но всего, чем богат роман, не рассказать.
Хорошие книги надо читать.
После  них остаётся  долгое-долгое послевкусие.

И, задумавшись над его природой, настоящий читатель вдруг открывает, откуда и почему оно. Да потому, что и он – как и писательница Н. –  в абсурдности бытия  Большой алии, с корнями вырванной из чего-то прочного и надёжного, узнаёт свою личную жизнь. С её неустойчивостью,  постоянными катастрофами, метанием духа  и зовами в никуда.

И ещё понимает, что другой его жизнь быть не может.
Потому что Апокалипсис – не локальное состояние жизни на каком-то отдельном участке Земли, под названием Израиль, а всеобщая  жизнь современного человечества.
И нет в этой жизни опоры для любого из нас.
Ни во вне, ни внутри себя.
           
И остаётся одно: ждать Мессию.

И он – наконец-то! – придёт. И отделит  Тьму от Света. И  образуется ясность.
И человечество обретёт себя.
И жизнь, наконец! станет –   жизнью.
                                                                                                                                           

                                                                                                    Лидия Латьева,
с любовью к творчеству Дины Рубиной



Комментариев нет:

Отправить комментарий